"Рыцарь Счастья". ..ПОБЕЖДАТЬ..

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

"Рыцарь Счастья". ..ПОБЕЖДАТЬ..

Сообщение ИванПолувеков » 08 янв 2011, 03:17

Рыцарь счастья.
"… тьму, пронзенную лучами и стихами. Пусть он придет! Я должен рассказать! Я должен рассказать опять и снова, как сладко жить, как сладко побеждать моря и девушек, врагов и слово. А если все-таки он не поймет, мою прекрасную не примет веру, и будет жаловаться в свой черед на…"
Давайте присмотримся, о каких победах говорит Гумилёв, какие победы делают "жизнь сладкой". Их набор невелик (их всего четыре РАЗНЫХ?? видов победы), и они перечислены "на одном дыхании".
1. Побеждать моря. Очевидно, имеется в виду "побеждать трудности, связанные с преодолением морских пространств", ибо море само по себе не сопротивляется.
2. Побеждать девушек. Как это выглядит, с медицинской точностью описано в стихотворении "У цыган": ...стон девичий из-под зажимающей рот руки.
3.Побеждать врагов. Понятно, что с врагами человек сталкивается на фронте во время войны.
4. Побеждать слово. Здесь не удаётся, не прибегая к иносказаниям (как было в первых трёх случаях), объяснить, что это такое. Видимо, подбирая подходящее слово для фразы, человек испытывает затруднения (Так много хочется сказать! (а слова недостаточно ёмки) Или так много хочется скрыть! (а внимательный читатель всё равно читает между строк)), а вину за это сваливает на слово, будто оно сопротивляется. Однако, даже Маяковский, перелопачивающий сотни тонн словесной руды, со словами не боролся, не побеждал их, а выбирал их.
Итак, первое предупреждение: совершенно разнородные победы перечислены равномерно, через запятую, вплотную друг к другу, нам, читателям, не оставлено времени, чтоб перестроиться (переключить мысль, создать следующий образ) от одной победы к другой. Однако, "Джентльмен никогда не причиняет неудобств без намерения". Очевидно, создавая нам неудобства, автор предусмотрел и мехонизм их преодоления.
Во-первых, ни один из четырёх "видов победы" НЕПРИЛОЖИМ к Гумилёву.
Морские пространства Гумилёв побеждал не своими усилиями, а его преспокойненько везли на пароходе. И неудобства путешествия были вызваны не тем, что "море сопротивляется", а тем, что Гумилёв ехал самым дешевым, третьим классом.
Никогда в жизни Гумилёв не зажимал ни одной девушке рот.
На войне к людям, находящимся по другую сторону линии фронта, Гумилёв относился с высочайших гуманистических позиций , а не как к врагам (читай "Пятистопные ямбы")
Над стихами Гумилёв именно работал ("...страсть сквозит без меры в каждой, мной отточенной, строфе"), а не боролся со словами.
Таким образом, попытки прочитать эту фразу в первом смысле наталкиваются на непреодолимые препятствия.
Домыслить же (догадаться, дофантазировать так, чтоб свести концы с концами, чтоб в этой фразе увидеть непротиворечивый, БОГАТЫЙ и соответствующий ситуации (релевантный) смысл) - каждому читателю предоставляется возможность творчества.
Предлагаю следующее прочтение.
Моря - это обозначение для всего эротического. Побеждать моря - значит, побеждать эротику, то есть, находить в себе силы для воздержания.
Побеждать девушек - это значит, добиться признания, ПРЕОДОЛЕВАЯ инерцию женского мышления. К сожалению, сладость этой победы не досталась Гумилёву, и он так смело заявляет об этом ЛИШЬ на основе своего ДЕТСКОГО опыта.
В процессе этого "побеждания девушки" Гумилёву приходилось иметь дело не столько с ней, сколько со своими врагами, то есть соперниками.
И, наконец, "победить слово". Бессмыслица. Однако, СЛОВО = БОГ = ЛЮБОВЬ. "Победить Бога"? Бессмыслица. "Победить любовь"? В этом что-то есть. Однако тезис настолько сложен, настолько интимен, что я не решаюсь (по крайней мере, сейчас) его разжёвывать. Думайте сами, решайте сами - у вас ещё есть время.
PS. Однородные "как сладко жить" и "как сладко побеждать..." дополнительно проливают свет (помогают понять) на "победы". "Жить" - это (в противоположности "смерть = измена") значит соблюдать верность, единобрачие.

Вернуться в «Комментарии»