Ссылка на статью: Персидская миниатюра. Николай Гумилёв.
10 авг. 2002 г.:
Вот уже на протяжении 80-ти лет мы наблюдаем, как вся читающая Гумилева публика и профессионалы, прекрасно знающие своё дело, характеризуя наследие Гумилева, говорят о звучности, экзотичности, точнее, склонности к экзотике, точной шлифовке, изобилии королей и других великих людей и т. п. То есть, буквально повторяют все характеристики, которые применимы к персидской миниатюре. Причем, описание того, что изображено на миниатюре, очень точно, правда, образным языком, описывает содержание произведений Гумилева. Таким образом, первая часть пророчества сбылась полностью.
Со второй частью дело обстоит сложнее, так как для раскрытия её смысла нужно сделать несколько логических ходов.
"На обратной стороне", то есть, с той стороны, которая не видна снаружи, то есть, имеется в виду внутренность, существо.
"Значок великого артиста". Поскольку на самом деле Гумилев не артист, а поэт, критик, то ясно, что этим словом он пользуется в переносном смысле, взявши от артиста всего одно свойство : он играет роль, его принимают (он выдаёт себя) не за того, кто он есть на самом деле.
"Чистой" - значит, всё это время никто не знает, что это за артист, артист чего.
"Как облака Тибета" - значит, речь всё-таки идёт о некоей возвышенной, отвлечённой, благородной роли ( или театре, артистом которого он является ).
19 авг. 02
Сто`ит присмотреться к тем, кто, как считает Гумилев, его ( то есть, его наследие ) полюбит. Трудно увидеть что-либо, связующее лиц, перечисленных в этом списке. Между негоциантом и придворным есть хоть какая-то связь: их выделили по роду деятельности, хотя сама эта деятельность фактически противоположна: негоциант заботится о материальном, для придворного же материальный достаток не составляет проблемы. Благоухающий же старик, кроме того, что выпадает из этого ряда должностей, задаёт нам ещё одну агадку: как это, "благоухающий"? Видимо, не имеющий дурного запаха, не испорченный, прошедший длинный путь, не запятнав себя грязью. Остаётся предположить, что это - асиндетон, и троих названных объединяет только то. что они редко встречаются в человеческом обществе. Примечание: Негоциантов тоже не так уж много. Негоциант - это не просто торговец, не мелкий лавочник, это - оптовый торговец.
21 авг. 02
"любовью острой и упорной" - такая характеристика любви говорит о том, что это не простая любовь, а любовь-труд, причем, труд не простой, а "острый" ( видимо, в том смысле, как говорят "заострить вопрос", "заострить внимание". Однако, слово "острый" имеет и второй смысл: причиняющий боль, или хотя бы беспокойство.) По крайней мере, никто из тех, кто видит в Гумилеве только "персидскую миниатюру" не может похвастаться тем, что ТАК любит Гумилева. Следовательно, речь идёт о тех, кто рассмотрел ("взглянув") её обратную сторону. Причём, слово это ( "взглянув" ), казалось бы, лишнее, ничего не добавляющее к описанию происходящего ( и так ясно, что полюбить миниатюру можно, лишь взглянув ( посмотрев ) на неё ) - подразумевает некоторое действие, должна быть произведена какая-то работа. А добавление "вмиг" говорит о том, что Гумилев считал эту работу не такой уж большой, лишь бы читатель был ГОТОВ.
Я знаком со стхтв. "Персидская миниатюра" уже более пяти лет. За это время я неоднократно его прочитывал. И оно неизменно оставляло во мне впечатление "классической" ( как пишут все обыкновенные поэты ) лирической зарисовки, не совсем мне симпатичной (особенно, благодаря последней фразе). Выходит, мне понадобилось пять лет работы над Гумилевым, прежде чем я смог раскусить это стхтв. Меня сбивало с толку ещё и то, что во мнении современников ( и, особенно, многих исследователей ) Гумилев был "болезненно самолюбив". Ну, что ж. Наконец, психологическое давление ( внушение ) преодолено, и к этой сакраментальной фразе я предлагаю следующий комментарий.
"старинная мечта" представляется тоже довольно странной: она может быть утолена "без упоенья, без страданья" всего лишь тем, что его полюбит какой-то "негоциант", то есть, она может быть названа, скорее, ментальной, чем витальной.
А теперь, если предположить, что Гумилев на протяжении всей своей ( творческой ) жизни действовал ( писал ) в направлении осуществления этой своей "старинной мечты", то будет видно, что он "будил повсюду обожанье" не к своей персоне, а призывал каждого влюблённого "обожать свою возлюбленную", являя собой ярчайший пример этого, и почти что только об этом и писал ( "Ода д`Аннунцио", "Мои читатели", "Евангелическая церковь", "Поэма Начала", "Неслышный, мелкий падал дождь", "Новая встреча (на путях зеленых и земных)", кстати, здесь налицо не обожание , а "осатанение", "одьяволение" своей возлюбленной, что почти одно и то же) ). Причем, особая заслуга Гумилева заключается в том, что он обожал свою возлюбленную в то время, когда она была ограничена "пещерными представлениями о любви" и только он, своей любовью ( частным проявлением которой, хотя и самым действенным, было его самопожертвование ) вознёс её на почти недосягаемую для других женщин высоту, сделал "флагманом прекрасной половины человечества".
он обожал свою возлюбленную в то время, когда она была ограничена "пещерными представлениями о любви" и только он, своей любовью ( частным проявлением которой, хотя и самым действенным, было его самопожертвование ) вознёс её на почти недосягаемую для других женщин высоту, сделал "флагманом прекрасной половины человечества". А до этого Ахматова находилась 33 года в плену пещерных представлений о любви (1903-1936). И когда А.А. осознала это, она написала стихотворение «Так отлетают тёмные души» - что значит: «Со старым покончено. Я поняла, что люблю только Гумилёва» (и «От тебя я сердце скрыла» - что поняли даже современники, в частности, Н.Н. Пунин), и после этого 30 лет писала только о нём, точнее, о своём к нему отношении, своей вине в его гибели и т.п. (с малочисленными исключениями).
Персидская миниатюра. Николай Гумилёв.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация: