Страница 1 из 1

Поэма Мик

Добавлено: 24 фев 2007, 11:57
Ake
Ссылка на поэму: Мик

Существует какой-либо анализ этой поэмы? В каком году она была написана?

Добавлено: 24 фев 2007, 13:06
Vitalii
Napisana ne pozdnee fevralya 1914 goda, kogda vpervie bila publichno prochitana; naschet analiza poemi - eto vi "тему для исследовательской работы по Гумилёву" vibrali?

Добавлено: 24 фев 2007, 17:58
Ake
Vitalii писал(а):Napisana ne pozdnee fevralya 1914 goda, kogda vpervie bila publichno prochitana; naschet analiza poemi - eto vi "тему для исследовательской работы по Гумилёву" vibrali?

Да. Название темы, что-то вроде: "Африка в поэзии Н.С. Гумилёва на примере поэмы «Мик»".

Статьи по Мику

Добавлено: 24 фев 2007, 20:09
Алиса Гомер
Почитайте все стихи Н.С. из цикла Шатер, его "Абиссинский Дневник", а также статьи Ш.Греем "Гумилев и примтитив" и Дениса Яцутко "Сравнительная интерпретация мистических мотивов у
Н. Гумилева и Велимира Хлебникова": в этих статьях хорошо рассказано о мифологии и верованиях народов Африки. Не забудьте почитать и "Комментарии ко второму путешествию Гумилева в Африку",все эти статьи есть на нашем сайте- читайте!
Кроме самого "Мика", придется еще очень много чего "перелопатить", на то она и "литературоведческая (или исследовательская?) работа"
Результаты просим поместить на нашем сайте. Успеха Вам!

Добавлено: 24 фев 2007, 21:05
Vitalii
Ake писал(а): Да. Название темы, что-то вроде: "Африка в поэзии Н.С. Гумилёва на примере поэмы «Мик»".

Neploho.... vidimo v silu ochevidnosti togo chto "Mik" eto Afrika, tak pryamo poka vrode ne bilo issledovano. A podruchnih rabot deistvitel'no mnogo, ot Davidsona do Yatsutko.
Pros'bu pokazat' etu rabotu podderzhivayu...
Budut voprosi - zadavaite, chem mogu...

Добавлено: 21 мар 2007, 19:51
Ake
Гумилёв в поэме часто упоминает про какого-то зверя:
В I главе:
И зверь, чудовищный на взгляд,
С кошачьей мордой, а рогат —
За ними. Я мечту таю,
Что я его еще убью
И к удивлению друзей,
Врагам на зависть, принесу
В зоологический музей
Его пустынную красу.

Во II главе:
Но по пустыням говорят,
Есть зверь сильней и выше всех,
Как кровь, рога его горят,
И лоснится кошачий мех.
Он мог бы первым быть царем,
Но он не думает о том,
И если кто его встречал,
Тот быстро чах и умирал.

В VII главе:
С рогами серны , с мордой льва
Приходит пить какой-то зверь.
Кто знает, где он был сто лет,
И почему так стонет он
И заметает лапой след.

В VIII главе:
Там у чугунной двери в ад,
С кошачьей мордой, но рогат,
Есть зверь, и к брату твоему
Дорога ведома ему.

В IX главе:
И медленно явился зверь
С кошачьей мордой, а рогат.

Про кого это? Может быть про черта?

Добавлено: 23 мар 2007, 05:34
Vitalii
Ake писал(а):Гумилёв в поэме часто упоминает про какого-то зверя:
В I главе:
И зверь, чудовищный на взгляд,
С кошачьей мордой, а рогат...
... принесу
В зоологический музей
Его пустынную красу.


Во II главе:
.... рога его горят,
И лоснится кошачий мех.

В VII главе:
С рогами серны , с мордой льва
Приходит пить какой-то зверь.

В VIII главе:
...у двери в ад,
С кошачьей мордой, но рогат,
Есть зверь...

В IX главе:
...явился зверь
С кошачьей мордой, а рогат.

Про кого это? Может быть про черта?

Horoshii wopros; a vot naschet chorta sil'no somnevayus'.

Gipoteza moya - poskol'ku eto 14-i god, uzhe sdani afrikanskie kollektsii v muzei, uzhe sootvetstvenno i sam NG na muzeinie eksponati smotrel bolee vnimatel'no, gde-to on uvidel kakoi-libo eksponat...
Krome togo, interesi k vostoku, k Assirii, k mifologii - tak chto zver' sei dolzhen imet' smisl...
Nashel stat'yu:
http://new.hist.asu.ru/skif/pub/stat/frolov1.html
Я.В. Фролов, О.И. Чекрыжова
(Алтайский государственный университет)
Изображение головы фантастического хищника из кургана 1 могильника Михайловский VI и его параллели в искусстве народов Азии.
.
Vot chto pishut:
....Известны подобные изделия и в Средней Азии, Малой Азии и даже в Египте.... эти предметы связаны с гривнами, изготавливаемыми на Ближнем и Среднем Востоке в ахеменидское время.... Большинство из приведенных выше предметов, видимо, были и изготовлены древнеиранскими мастерами.... образ, представленный на навершии гривны. Это голова хищника с открытой пастью, увенчанная изогнутыми рогами. ... сюжеты, где присутствует хищник с рогами антилопы или козла, ... характерны именно для Передней и Средней Азии, Горного Алтая и районов, откуда происходит Сибирская коллекция Петра I .... Самые ранние изображения кошачьих хищников с раскрытой пастью, рогами и очень часто крыльями обнаружены в ассирийском искусстве .... от этих образцов происходят и подобные мотивы у персов эпохи Ахеменидов, которые затем распространились у ранних кочевников Евразийских степей .... Крылатых и рогатых львов современные исследователи очень часто называют львиноголовыми грифонами, львогрифонами, львиными грифонами или просто грифами .... Название "грифон" для подобных существ применяется условно. .... Наиболее близки иранским изображения кошачьих хищников с рогами - обнаружены в ассирийском искусстве .... По всей видимости, большинство изображений рогатых кошачьих хищников являются подражаниями выполненным на более высоком художественном уровне переднеазиатским образцам. .... Существа, в которых просматривается ряд черт драконов, представлены на украшениях из Тиллятепе. Морды у этих животных довольно массивны, увенчаны изогнутыми назад рогами. Пасть широко раскрыта. Эти детали сходны с иконографическим образом рогатого кошачьего хищника. .... Возможно, этот персонаж искусства заимствован все-таки у китайцев кочевниками Ордоса, где и был трансформирован, соединен с местными мотивами и, в частности, с образом львиноголового грифона, рогатого кошачьего хищника, изображения которого, датирующиеся III-II вв. до н.э., мы находим в этих же районах ....

Добавлено: 23 мар 2007, 08:04
Ake
Большое спаибо за подробный разбор!

А можно сказать, что этот зверь - хранитель входа в царство мёртвых, а может даже и повелитель загробного мира?

Добавлено: 23 мар 2007, 19:49
Vitalii
Большое спаибо за подробный разбор!

Ake,
to chto ya poslal, eto, k sozhaleniyu, ne podrobnii razbor, a vsego lish' tsitata iz chuzhoi stat'i. Esli vi ee otkroete i prochtete polnost'yu, tam eshche mozhno dobrat', pro izmemenie kak vneshnego vida, tak i funktsii, etih samih, kotorie s koshach'imi (l'vinimi, a l'vi tozhe koshki) i dazhe medvezh'imi (uzhe ne koshki) golovami, s rogami pryamimi, zagnotimi nazad, ili vpered, parnimi, odinochnimi, s zaostrennimi kontsami, ili s sharikami na kontse, prichem vse eto so ssilkami na sootvetstvuyushchie stat'i iz prilozhennoi bibliografii. I kak vse eto proishodilo, ot Vavilona cherez Egipet do Persii i Skifii, gde i zakonchilos'.
Funktsii tozhe izlozheni - ot oberegov cherez ohranitelei zolota do neizvestnih nauke... :)
Dve veshchi u Gumilewa utochnyayut oblik zwerya:
С рогами серны , с мордой льва

Sootvetstvenno, esli zver' vo vseh epizodah odin i tot zhe - to mozhno podrobnee v stat'e poiskat' i po ssilkam privedennim v stat'e - kto takov koshach'e-l'vino-golovii s pryamimi parnimi rogami.


сказать, что этот зверь - хранитель входа в царство мёртвых, а может даже и повелитель загробного мира
, a takzhe eshche mnogo chegp - mozhno, no eto budet goloslovno. S chego eto POVELITEL" zagrobnogo mira boltaetsya vverhu, у чугунной двери в ад, stonet, vodu p'et, i не думает о том, chto Он мог бы первым быть царем?
Esli on HRANITEL" - to tozhe funktsii svoi ploho ispolnyaet, ne stoit vse vremya u dveri v ad, a to tut to tam shlyaetsya.

Kstati - pochemu dver' v ad - CHUGUNNAYA?

Da, a naschet zverya - on vse zhe zver', poskol'ku "я его еще убью / И к удивлению друзей, / Врагам на зависть, принесу / В зоологический музей / Его пустынную красу
Klyuchewoe slowo zdes' - zoologicheskii; etot muzei v tom zhe zdanii chto i Petrovskaya Kunstkamera so vsemi ee monstrami, i muzei etnografii, kuda NG privez kollektsii iz Efiopii.

Chto goworyat - ESLI govoryat - pro etogo zverya kommentatori?

Dumayu chto, pomimo putshestvii i nablyudenii v raznih stranah, eshche odnim istochnikom, kotorii mog NG na etogo zverya vivesti, yavlyaetsya ego zadushevnii drug Shileiko, uzhe k 1914 godu stavshii izvestnim uchenim i chitavshii Gil'gamesha v podlinnike...

Добавлено: 25 мар 2007, 00:07
Vitalii
Ake, voz'mite 3-i tom sobr. cochin., i posmotrite kommentarii k Miku.

str. 305, iz retsenzii na chtenie i posledovavshee obsuzhdenie poemi: "...v epicheskom proizvedenii NG schitaet neobhodimim 3 nachala - religioznoe, massovoe i individual'noe. Eti glavnie usloviya sposobstvuyut sozdaniyu mifa"...

str. 308, mnenie L. Allen'a: ...vtoraya chast' poemi predstavlyaet soboi poemu kosmicheskuyu, dostupnuyu lish' posvyashchennim, gde razreshaetsya problema vselenskogo iskupleniya...

Pro zverya konechno s gul'kin nos; str. 311, kommentarii k st. 91-92: "V egipetskoi mifologoo koshach'ya golova simvolizirovala vesel'e i radost', togda kak roga bili atributom nechistoi sili. Sleduyushchee zatem pervoe v poeme "liricheskoe otstuplenie" vidayut intimnii podtekst vneshne ob'ektivnogo povestvovaniya".

Pro etot kommentarii vinuzhden prokommentirovat':
1) Negramotnost' mozhno prostit' - ne zametili opechatki...
"Sleduyushchee ... otstuplenie vidayut ... podtekst..." vmesto "vidaet".

Podtekst, ne upomyanutii po imeni - eto kak raz pro Zoologicheski muzei.
K sozhaleniyu, o ego ob'edinennosti s Kunstkameroi i muzeem etnografii znayut tol'ko Pitertsi. Tak chto etot kommentarii "slepoi", zaputivaet bol'she chem raz'yasnyaet.

2) Naschet koshach'ei golovi - uzhe ne tak vse prosto; u egiptyan est' koshkogolovaya boginya Bast, est' l'vinogolowaya boginya Sohmet, i est' koshka kak atribut eshche odnoi bogini, Isidi.
http://www.foxdesign.ru/legend/bast2.html
Баст (Бастет) - Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг. В конце прошлого века в Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий.

http://www.efra.ru/
Гор имел голову сокола, а Тот голову ибиса. Соответственно, эти птицы и животные почитались и по смерти мумифицировались, равно как и кошки, посвящённые богине Исиде

свирепая жена бога Птаха— богиня войны Сохмет. Египтяне боялись эту богиню и потому изображали её в виде женщины с львиной головой.

I nakonets poslednii vopros - mi ved' v Efiopii? Ne v Egipte? Togda pochemu pervoe, chto na um kommentatoru prishlo - Egipet? A Efiopiya - eto NE arabskaya kul'tura, eto napryamuyu svedenie svoei tsarskoi dinastii k tsaritse Savskoi i k tsaryu Solomonu; Gumilev ob etom znaet.

3) Pro roga i nechistuyu silu - eto uzhe privnesennie hristianizmi sostavitelei. Nachat' s togo, chto verhovnii bog, dazhe ne bog, a vselennaya u egiptyan - rogat, izobrazhaetsya v vide kolossal'nogo bika, na golove kotorogo, mezhdu gipertrofirovanno-ogromnimi rogami, sidit verhovnii bog; a sugubo podchinennie i v patriarhal'noi egipetskoi zhizni vtorichnie zhenskie bozhestva, naskol'ko mne izvestno, rogami ne nadelyalis'... Razglyadivaya illyustratsii o Egipte, vsegda takzhe imeite v vidu, chto razmer proportsionalen vazhnosti izobrazhaemogo; poetomu kogda v muzee, vozle skul'pturi faraona i stoyashchei ryadom, rostom emu po koleno, ego zheni, uslishite kommentarii, chto etot faraon prevoznes kachestva svoei zheni kak nikto ran'she - ne udivlyaites', takova ih real'nost'.
Naschet nechistoi sili voobshche - tak ee vveli v moment kreshcheniya kak sobiratel'noe imya dlya yazicheskih bogov i bozhkov; razdelili sverhestestvennie sili na chistih (Troitsa s angelami i arhangelami v nimbah) i nechistih (Lyutsifer i cherti s rogami). Lishennie rogov Leshie, Kikimori i Domovie, kak sili NE-hristianskie, popali za kompaniyu tuda zhe.
Tak nazivaemie yazicheskie, ili politeisticheskie religii k takomu primitivnomu dualizmu ne svodyatsya, i harakteri u Bogov raznie, no delat' i plohoe i horoshee uhitryaetsya kazhdii iz nih, kak i real'nie lyudi v real'noi zhizni.
Nakonets, pro kotov so storoni slavyanskoi - chitaite:
http://www.apus.ru/site.xp/055055053048124049055056055049124.html
Кошка, кот, в славянской мифологии — домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями.
Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. По болгарским поверьям, Кошка радуется смерти хозяина; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом. Поверья объясняют происхождение Кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе Кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.

Убивать Кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Кошку запрещено впускать в церковь. Охотнику и рыбаку встреча с Кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать Кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).

В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В то же время Кошка , как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде Кошки показывается смерть маленьким детям.

Re: Поэма Мик

Добавлено: 17 окт 2012, 18:04
ИванПолувеков
Зверь, которого до сих пор не убил Гумилёв.
.
Сообщение Ake » Ср мар 21, 2007 8:51 pm
Гумилёв в поэме часто упоминает про какого-то зверя:
В I главе:
И зверь, чудовищный на взгляд,
С кошачьей мордой, а рогат —
За ними. Я мечту таю,
Что я его еще убью
И к удивлению друзей,
Врагам на зависть, принесу
В зоологический музей
Его пустынную красу.

Во II главе:
Но по пустыням говорят,
Есть зверь сильней и выше всех,
Как кровь, рога его горят,
И лоснится кошачий мех.
Он мог бы первым быть царем,
Но он не думает о том,
И если кто его встречал,
Тот быстро чах и умирал.

В VII главе:
С рогами серны , с мордой льва
Приходит пить какой-то зверь.
Кто знает, где он был сто лет,
И почему так стонет он
И заметает лапой след.

В VIII главе:
Там у чугунной двери в ад,
С кошачьей мордой, но рогат,
Есть зверь, и к брату твоему
Дорога ведома ему.

В IX главе:
И медленно явился зверь
С кошачьей мордой, а рогат.

Про кого это? Может быть про черта?
.
.
Можно ли считать, что эта поэма описывает детальнейшим образом всю жизнь Гумилёва, начиная от первых его (признанных) стихов (свою кончину автор предпочёл обойти молчанием), и даже будущее самого близкого ему человека (Гумилёв обладал способностью с поразительной точностью ПРЕДВИДЕТЬ. "Ты железные пишешь законы; Хаммураби, Ликурги, Солоны у тебя поучиться должны", - так охарактеризовала Ахматова эту его способность) - если автор нигде не показывает своё лицо (иногда позволяет себе общие замечания, например: "А этот труд - для женщин труд, мужчины все его бегут", или " И так красив их пёстрый мех, что им простится всякий грех!"), и только ОДИН РАЗ автор высунулся из-за ширм? И из-за чего же? Точнее, из-за кого?
.
".....и зверь, чудовищный на взгляд,
С кошачьей мордой, а рогат -
За ними. Я мечту таю,
Что я его её убью
И, к УДИВЛЕНИЮ друзей {Авторитет этого поэта был (и остаётся!) непревзойдённым; несмотря на многочисленные указания (и самого поэта и его исследователей), что всё совсем не так, как кажется (с первого взгляда) },
Врагам на зависть, принесу
В зоологический музей
Его пустынную красу"{Этот поэт был нелюдимым, и его творчество достойно находиться в музее} (ч.1)
.
"...Царица зебр - волшебней сна,
Скача,поспорит с ветерком,
Давно помолвлена она
Со страусовым королём,
Но по пустыням говорят,
Есть зверь сильней и выше всех,
Как кровь, рога его горят,
И лоснится кошачий мех.
Он мог бы первым быть царем,
Но он не думает о том,
И если кто его встречал,
Тот быстро чах и умирал." (ч.2)
.
"......и там следил, как облака
Ваяет Божия рука { пишутся стихи "от имени любви"}.
И лишь тогда бывал он рад,
Когда смотрел на водопад,
Столбами пены ледяной
Дробящийся над крутизной {Это ещё самая мягкая (щадящая) характеристика его творчества}.
К нему тропа, где вечно мгла,
В колючих зарослях вела,
И мальчик знал, что неспроста
Там тишина и темнота
И даже птицы не поют,
Чтоб оживить глухой приют.
.
Там раз в столетие трава,
Шурша, вскрывается как дверь;
С рогами серны, с мордой льва
Приходит пить какой-то зверь.
Кто знает, где он был сто лет,
И почему так стонет он
И заметает лапой след,
Хоть только ночь со всех сторон,
Да, только ночь, черна как смоль,
И страх, и буйная вода;
И в стонах раненого боль,
Не гаснущая никогда!? {Именно такова доминирующая оценка его творчества исследователями}" (ч.7)
.
"В отвесной каменной стене,
Страшна, огромна и черна,
Виднелась дверь из ЧУГУНА
На неприступной вышине.
Усталый, исхудалый Мик
Пред нею головой поник
И стонет: "Больше нет пути,
Не знаю я, куда идти,
Хоть сам могучий Дух Лесов -
Хранитель мой и мой покров!"
.
Тут медленно открылась дверь,
И медленно явился зверь
С кошачьей мордой, а рогат;
И Мик потупил в страхе взгляд,
Но в дверь вступил......."(ч.9)
.
Морда, одновременно и кошачья и львиная - это та самая, ложная богиня Бастет.
.
Кто из поэтов, близких Гумилёву, почти брат (читай "Дон Жуан"), находился под безраздельным влиянием этой богини? Серебряный Век таит не так уж много загадок.
.
.
PS.
.
"...Когда бесчисленный народ меня им властвовать зовёт!" - эта тема детально разработана в поэме "Открытие Америки". Действующее лицо - то же.
.
.
На одной фразе невозможно не остановиться подробнее:
.
"...Почему он
заметает лапой след,
Хоть только ночь со всех сторон,
Да, только ночь....?"
.
Почему он не хочет, чтоб его заметили? Чего он опасается? Точнее, кого он опасается? Перед кем он виноват, подходя к водопаду? "Ночь со всех сторон" - это значит, что ночь и с той, одной, единственной стороны, которая играет в этой ситуации роль. Особый нажим на ночь (дважды повторено такое, казалось бы, малозначительное обстоятельство) свидетельствует, что и для автора это обстоятельство немаловажно. Зачем опасаться Гумилёва (как Дон Жуан мог бы опасаться Командора), когда ему обьявлена ночь, его просто не любят?
.
.
Вам повторение мною Ваших цитат не мешает? Дело в том, что я сначала составил свои, а затем увидел Ваши, ну и убирать уже не стал (зато видно, что мы идём параллельно).

Re: Поэма Мик

Добавлено: 02 окт 2013, 09:50
ИванПолувеков
ИванПолувеков писал(а):Зверь, которого до сих пор не убил Гумилёв.
.
.
Я приношу извинения читателям (которых нет, судя по отсутствию отзывов). По-видимому, читатели не готовы принять, что
.
Поэма "Мик" не имеет никакого отношения к Африке, в поэме использована только африканская символика (терминология).
Все одухотворённые действующие лица (люди и животные), а также некоторые растения - обозначают ЛЮДЕЙ.
Большая часть людей, изображённых в поэме - это близкие, и очень близкие Гумилёву люди.
Мифические существа, большей частью, являются аллегориями, условными обозначениями сложных, обобщающих понятий.
.
Подробное описание жизни Гумилёва трудно увидеть в этой поэме тому, кто плохо знаком с историей его жизни, или опирается на недостоверные, предвзятые, односторонние, искажающие СУТЬ ПУТИ поэта, данные. А поскольку Гумилёв до сих пор не прочитан, то и данным этим взяться неоткуда. Таким образом, возникает заколдованный круг: для того, чтоб прочитать Гумилёва, нужно знать. как (и чем) он жил; а для того чтоб разобраться в биографии поэта (дать его поступкам и другим фактам его биографии ОБЪЯСНЕНИЕ, увязывающее их с другими данными) - нужно уметь читать и ПРОЧИТАТЬ его стихи.

Re: Поэма Мик

Добавлено: 02 окт 2013, 10:09
Елена из Питера
"Мик" - АФРИКАНСКАЯ поэма! И если она НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ к Африке, тогда ВСЕ африканские стихи, тоже не имеют к Африке отношения! Это всего лишь антураж!

Re: Поэма Мик

Добавлено: 03 окт 2013, 10:11
ИванПолувеков
Елена из Питера писал(а): И если она НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ к Африке, тогда ВСЕ африканские стихи, тоже не имеют к Африке отношения!
.
.
Логично. Действительно, во всех стихах, использующих африканскую атрибутику, Гумилёв плачет о себе любимом, а не об Африке. Вы Заметили как НАПРЯЖЁННО звучит всё, что он говорит об Африке? А такие стихи как "Африканская ночь" и "Самолийский полуостров" - так это же просто крик души (ДУШИ, а не тела - африканские дикари на души европейцев не замахивались: они убивали только тело!) погибающего (морально) человека! А в сборнике "Шатёр" найдётся ли хоть одно слово об Африке? Особенно впечатляет "Вступление". У Вас слёзы не наворачиваются на глаза при чтении этих проникновенных стихов о РОДИНЕ? Где ещё Вы встречаете пример столь же ПЛАМЕННОЙ любви к Родине? За одно это стихотворение ему уже можно было бы ставить памятники в каждом городе, где он бывал.