Ссылка на статью: Маргарита. Николай Гумилёв.
Второе стихотворение, о котором я осмелился высказаться. Из письма Липскому от 6 авг. 1997 года.
.. .. и ещё одно непонятное «Попугай» {Непонятным называют то, в чём кое-что уже понятно}.. ..
.. .. А вот в стихотворении Маргарита» я, кажется, смог разобраться. Но, смотри, чего это мне стоило: Во-первых, что в этом стихотворении такого, что в нём надо ещё разбираться? - Известно, что: противоречие. Если нет Фауста, то откуда, тогда, подарки?
Чтоб ответить на этот вопрос, мне пришлось проделать цепь открытий (цепь - потому что в основе последующего лежит предыдущее).
Лемма: «Красный» у Гумилёва очень часто значит «красивый». Вспомним, что он ближе к тем временам, когда таков был и общий язык.
Противоречие первое: «В красном и дырявом плаще». И если это он приносит дорогие подарки и ходит в красивом плаще, то почему плащ дырявый?
Ответ находим в слове «насмешник». Потому что речь идёт обобманчивой,фальшивой, иллюзорной красоте, это символ мирских прелестей и соблазнов, а за ними - пустота.
Следствие первое: «У насмешника лестница есть» - значит, что у дьявола есть тысячи способов и приёмов, как подобраться, соблазнить, прельстить своими «красотами».
Противоречие второе, не совсем очевидное: «Только.. .. серой несёт от него».
Лемма: Дьявол присутствует не в совершённом преступлении, а в готовящемся.
Итак, раз от подарков несёт серой, значит, преступления ещё нет, ещё нет Фауста, есть только Мефистофель, соблазнитель.
Следствие второе. Как может уважающий себя человек, который дорожит как своей, так и чужой честью, советовать: «Позабудь свой позор!»? - Валентин – это символ защищающих «до-дьявольскую» красоту-чистоту. В нём просматривается и облик самого автора. И печальный финал говорит, что не сФаустами надо бороться (разврат), а с насмешником (система), который чрезвычайно силён тем, что, во-первых, пропитал всё на свете, а во-вторых, тем, что он - насмешник, он никогда не выступает под своим именем.
Само же слово «насмешник» чрезвычайно удачно. Оно показывает, что он насмехается над «до-дьявольскими» ценностями, ибо везде, где он покажет свои, дутые красоты, он берёт верх. (А расплата - очень скоро, буквально идёт по пятам. Ад.)
P.S. Образ лестницы укрепился в поэзии (по крайней мере, Ахматовой):
«С верёвочных лестниц срывается он» - настолько ненадёжны были его способы подобраться к ней («Китежанка»)
«Как будто модной песенки весёленький напев – идёт по шаткой лесенке, разлуку одолев». Здесь его (Гаршина) поведение (по отношению к ней) названо прямо ШАТКИМ. («Новоселье»)
Маргарита. Николай Гумилёв.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация: