Полушин. Н. Гумилев. ЖЗЛ.
Добавлено: 04 мар 2007, 16:16
Моя небольшая рецензия...
Увидев в серии ЖЗЛ толстенное жизнеописание поэта, прожившего довольно краткую к прискорбию жизнь, я даже несколько удивился. Чего же там понаписали столько? Оказалось, есть чего. Подробно рассказано о предках Николая Степановича, о его юности в Царском Селе, путешествиях в Африку (тут цитируются целые страницы дневников), поэтическом становлении, ратном подвиге. К сожалению, гиганский том скомпонован довольно небрежно - одни и теже фразы могут повторяться с минимальными различиями, что наводит на мысль о торопливой авторской склейке написанных в разное время кусков. К тому же претенциозность г-на Полушина местами умиляет: он так рьяно защищает и оправдывает поэта, словно тому вновь "светят" подвалы ЧК. Ахматова, например, представлена чуть ли не демоном в юбке, тиранившим Гумилева много лет и тут же наставлявшим ему рога; Волошин оскорбил Гумилева совершенно ни за что, просто жаль, что его не пристрелил Н.С., и так далее. Автор-адвокат делает из своего героя лубочного персонажа, нивелируя его выпуклую фигуру великого человека со всеми его противоречиями, порывами духа и жаждой правды в сердце. Хотя даже в таком жизнеописании нетрудно разглядеть огненный след "Русского Юнгера".
P.S. Подробнейше освещая отношения Ахматовой и Гумилева, цитируя их стихи друг другу и друг о друге, Полушин пропускает такое известное и даже скандальное стихотворение "Молитва", где Ахматова просит "отнять у нее и ребенка, и друга". Странная забывчивость автора!
Увидев в серии ЖЗЛ толстенное жизнеописание поэта, прожившего довольно краткую к прискорбию жизнь, я даже несколько удивился. Чего же там понаписали столько? Оказалось, есть чего. Подробно рассказано о предках Николая Степановича, о его юности в Царском Селе, путешествиях в Африку (тут цитируются целые страницы дневников), поэтическом становлении, ратном подвиге. К сожалению, гиганский том скомпонован довольно небрежно - одни и теже фразы могут повторяться с минимальными различиями, что наводит на мысль о торопливой авторской склейке написанных в разное время кусков. К тому же претенциозность г-на Полушина местами умиляет: он так рьяно защищает и оправдывает поэта, словно тому вновь "светят" подвалы ЧК. Ахматова, например, представлена чуть ли не демоном в юбке, тиранившим Гумилева много лет и тут же наставлявшим ему рога; Волошин оскорбил Гумилева совершенно ни за что, просто жаль, что его не пристрелил Н.С., и так далее. Автор-адвокат делает из своего героя лубочного персонажа, нивелируя его выпуклую фигуру великого человека со всеми его противоречиями, порывами духа и жаждой правды в сердце. Хотя даже в таком жизнеописании нетрудно разглядеть огненный след "Русского Юнгера".
P.S. Подробнейше освещая отношения Ахматовой и Гумилева, цитируя их стихи друг другу и друг о друге, Полушин пропускает такое известное и даже скандальное стихотворение "Молитва", где Ахматова просит "отнять у нее и ребенка, и друга". Странная забывчивость автора!