На mail.ru есть проект ответы только что наткнулась на такой вопрос: http://otvet.mail.ru/question/2661337/.
Я, конечно, могу показаться кому-то глупой, но вот вопрос: мог Гумилев читать эту сказку? Могла ли эта сказка как-то повлиять на его творчество (цикл "К Синей звезде")?
Синяя звезда
-
- Сообщения: 511
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
- Откуда: Петербург. Россия
- Контактная информация:
Interesno
Interesno, a samogo teksta net v seti? kto ssilku mozhet dat'?
Kstati - eshche odno lyubopitnoe sovpadenie:
kniga Narbuta vishedshaya uzhe oposle smerti Bloka a znachit i NG:
Владимир Нарбут В ОГНЕННЫХ СТОЛБАХ.
http://gondola.zamok.net/biblio/narbut/narbut8_1.html
Mozhet li eto nazvanie bit' v pamyat' o NG?
Kstati - eshche odno lyubopitnoe sovpadenie:
kniga Narbuta vishedshaya uzhe oposle smerti Bloka a znachit i NG:
Владимир Нарбут В ОГНЕННЫХ СТОЛБАХ.
http://gondola.zamok.net/biblio/narbut/narbut8_1.html
Mozhet li eto nazvanie bit' v pamyat' o NG?
-
- Сообщения: 511
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
- Откуда: Петербург. Россия
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Сегодня случайно узнал, что и у французской писательницы Жюльетты Бенцони есть роман L'Etoile bleue. Гумилёв не мог о нём знать просто потому, что Бенцони родилась в 1940 году, но это и не важно. В романе речь идёт о сапфире "Синяя звезда"; возможно, он не выдуман, а чем-то знаменит. Вообще поиск в интернете по этому словосочетанию приводит к неожиданным результатам.
Nu, voobshche to...
Nu, voobshche to pro istoriyu etogo nazvaniya govoril M. Larionov - kak gulyal vecherom s NG vozle Luvra, kak NG vlezal na l'ba stoyashchego u ogradi, a zatem pokazal statuyu s podnyatimi nad golovoi rukami. v ovale kotorih svetila zvezda - vot, smotrite: devushka, i zvezda...
Peredayu po pamyati, za doslovnost' ne ruchayus'.
Kstati poisk po sochetaniyam deistvitel'no chasto daet sovershenno ne to chto zhdesh'.
Peredayu po pamyati, za doslovnost' ne ruchayus'.
Kstati poisk po sochetaniyam deistvitel'no chasto daet sovershenno ne to chto zhdesh'.
-
- Сообщения: 511
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
- Откуда: Петербург. Россия
- Контактная информация:
Я тут ещё вспомнила: ведь синий у Н. С. это "цвет страсти" http://www.gumilev.ru/main.phtml?aid=5000599
-
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Мне вот что показалось интересным: http://bibliotekar.ru/rusBurlak/31.htm Там речь идёт о Земле Синей звезды, соединявшей некогда Чукотку и Аляску.
Kuprin
Esli kogo-to eshche interesoval tekst Kuprina, to vot on:
http://www.kuprin.org.ru/lib/sb/book/2314
http://www.kuprin.org.ru/lib/sb/book/2314
:))
попытка переложить на стихи сказку А.Куприна "Синяя звезда":
http://www.stihi.ru/poems/2006/05/06-1872.html
Синяя звезда
Полонина Ирина
http://www.stihi.ru/poems/2006/05/06-1872.html
Синяя звезда
Полонина Ирина
-
- Сообщения: 753
- Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Вспомнил о «синей звезде», когда читал «французскую» главу из книги Елены Раскиной.
В «Средневековье» во второй строфе читаем:
Но мы спокойны, мы поспорим
Со стражами Господня гнева,
И пахнет звездами и морем
Твой плащ широкий, Женевьева.
«Образ Женевьевы напоминает нам о покровительнице средневекового Парижа и Парижского университета, св. Женевьеве, гробница которой находилась в парижской церкви Сен-Этьен-дю-Мон (XVI в.), расположенной недалеко от Сорбонны и Латинского квартала» (Е. Раскина. Поэтическая география Н. С. Гумилёва, с. 123).
Далее: «Церковь Сен-Этьен-дю-Мон… — необычайно светлая, белокаменная, светящаяся: солнечные лучи, проникающие через витражи, переливаются разными цветами, отражаясь и играя на белом камне, которым отделан интерьер. На витражах — святые в длинных, ниспадающих складками плащах, часто — синих. <…> В стихотворении Гумилева “Средневековье” соединились готическая эстетика Сен-Этьен-дю-Мон и образ Женевьевы Парижской, в результате чего возник образ Дамы, чей плащ пахнет звездами и морем. Возможно, имеется в виду синий плащ, расшитый звездами, который традиционно украшал статуи многих католических святых — в частности, св. Женевьевы. Синий цвет имел огромное значение для средневековых готических соборов — он преобладал на витражах, в результате чего создавался эффект синего свечения — сияния духовности» (с. 124—125.)
Ещё: «Изучение средневековых французских хроник и рыцарских романов не прошло даром — Гумилеву удалось не только проникнуть в пространство французского средневекового искусства, но и воссоздать его в своих текстах, многие из которых пронизаны “синим свечением готики”. Интересно, что райские деревья в рассказе “Золотой рыцарь” утопают в синем сиянии, тогда как “синее свечение” готических витражей символизировало в средневековой Европе свет высокой духовности. В голубом ореоле представала перед верующими Дева Мария, запечатленная на витражах. <…> “Синий цвет с полным на то основанием можно назвать цветом пылающей, пламенеющей готики”, — справедливо утверждает Е. А. Останина (Останина Е. А. Соборы Парижа. М., 2005. С. 40). В русской православной традиции также фигурирует синий плащ Богородицы» (с. 129.)
Далее Е. Раскина упоминает о Покрове Богородицы и Богородичном образе Одигитрии (Путеводительницы). «В византийско-русской иконописи Пресвятая Дева изображалась в покрывающем голову плате с тремя звездами, которые уподобляются спасительному свету маяка для всех странствующих и путешествующих» (с. 131).
Символика синего цвета, соединённая с символикой звезды, как видим, может рождать множество смыслов. Елена (из Питера) упоминала ещё о синем как цвете страсти:
...Из всех возможных счастий
Мы выбираем лишь одно,
Лишь то, что синим углем страсти
Нас опалить осуждено.
А Венера с её «деревьев синими листьями» может светиться ночью, как синяя звезда?
В «Средневековье» во второй строфе читаем:
Но мы спокойны, мы поспорим
Со стражами Господня гнева,
И пахнет звездами и морем
Твой плащ широкий, Женевьева.
«Образ Женевьевы напоминает нам о покровительнице средневекового Парижа и Парижского университета, св. Женевьеве, гробница которой находилась в парижской церкви Сен-Этьен-дю-Мон (XVI в.), расположенной недалеко от Сорбонны и Латинского квартала» (Е. Раскина. Поэтическая география Н. С. Гумилёва, с. 123).
Далее: «Церковь Сен-Этьен-дю-Мон… — необычайно светлая, белокаменная, светящаяся: солнечные лучи, проникающие через витражи, переливаются разными цветами, отражаясь и играя на белом камне, которым отделан интерьер. На витражах — святые в длинных, ниспадающих складками плащах, часто — синих. <…> В стихотворении Гумилева “Средневековье” соединились готическая эстетика Сен-Этьен-дю-Мон и образ Женевьевы Парижской, в результате чего возник образ Дамы, чей плащ пахнет звездами и морем. Возможно, имеется в виду синий плащ, расшитый звездами, который традиционно украшал статуи многих католических святых — в частности, св. Женевьевы. Синий цвет имел огромное значение для средневековых готических соборов — он преобладал на витражах, в результате чего создавался эффект синего свечения — сияния духовности» (с. 124—125.)
Ещё: «Изучение средневековых французских хроник и рыцарских романов не прошло даром — Гумилеву удалось не только проникнуть в пространство французского средневекового искусства, но и воссоздать его в своих текстах, многие из которых пронизаны “синим свечением готики”. Интересно, что райские деревья в рассказе “Золотой рыцарь” утопают в синем сиянии, тогда как “синее свечение” готических витражей символизировало в средневековой Европе свет высокой духовности. В голубом ореоле представала перед верующими Дева Мария, запечатленная на витражах. <…> “Синий цвет с полным на то основанием можно назвать цветом пылающей, пламенеющей готики”, — справедливо утверждает Е. А. Останина (Останина Е. А. Соборы Парижа. М., 2005. С. 40). В русской православной традиции также фигурирует синий плащ Богородицы» (с. 129.)
Далее Е. Раскина упоминает о Покрове Богородицы и Богородичном образе Одигитрии (Путеводительницы). «В византийско-русской иконописи Пресвятая Дева изображалась в покрывающем голову плате с тремя звездами, которые уподобляются спасительному свету маяка для всех странствующих и путешествующих» (с. 131).
Символика синего цвета, соединённая с символикой звезды, как видим, может рождать множество смыслов. Елена (из Питера) упоминала ещё о синем как цвете страсти:
...Из всех возможных счастий
Мы выбираем лишь одно,
Лишь то, что синим углем страсти
Нас опалить осуждено.
А Венера с её «деревьев синими листьями» может светиться ночью, как синяя звезда?