Есть одно стихотворение, в котором Гумилёв даёт высокую оценку православию. Обсуждать же вопрос, был ли Гумилев православным, или католиком, и насколько глубоко он верил - это неприлично. В крайнем случае, можно спросить у человека лично: «Ты какого вероисповедания?»
Например, евнух при знакомстве с Имром, первым делом спросил: «Как помышляешь ты о воплощеньи?»
А за глаза обсуждать нельзя. Тем более, такого неординарного человека (очень красочно неординарность описал Ю. Зобнин).
Рассуждения исследователей на тему о православии Гумилёва (и вообще, о мистическом в творчестве Гумилева) напоминают мне лошадь из известной басни, которая удивлялась, глядя на хозяина, как неразумно он поступает: Весной выбрасывает прекрасный овёс прямо в землю. А ведь его можно было съесть! Ещё точнее охарактеризовал своих политических оппонентов Ленин: «У них получается дважды два - стеариновая свечка».
А ещё задолго до Гумилёва и его критиков, Иван Андреевич Крылов сказал о них: «И ноты есть у нас, и инструменты есть - скажи лишь, как нам сесть!» Дело в том, что музыка и поэзия - родные сёстры, сёстры-близнецы. И так же, как для занятия музыкой необходимо иметь музыкальные способности, так же и для поэтического анализа произведения (к которому так страстно призывает и на который всё-таки надеется Л. Егорова) - нужно быть поэтом. Поэтов мало. Может быть, Кублановский спохватится, что мало (точнее, недостаточно. А много или мало мне, собственно, неизвестно) внимания уделял Гумилёву? Конечно, он сильно занят, нет свободного времени, и т.д... НО ИГРА СТОИТ СВЕЧ.
Максимум, что мы можем себе позволить, это разобраться в концепции Гумилёва, явленной нам в его стихах.
С давних пор исследователей интересует вопрос, почему Николай, житель Северной Столицы (или Ц. Села, что одно и то же) и Анна, жившая в Киеве, венчались в Никольской Слободе? Все выставленные аргументы никого, ни спорщиков, ни наблюдателей, не убедили.
Ответ находим в стихотворении
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Средневековье - это значит «посередине странствия земного», когда первый период их знакомства, ознаменовавшийся постоянным чередованием отказов Гумилёву и признания Гумилёва, закончился, и начинался последний: в супружестве и в разводе.
Все люди равны перед Богом. Все, живущие на земле люди - это Тело Христово (вспомните, что такое ПРИЧАСТИЕ? (одно из таинств)). По-видимому, Гумилёв считал это положение основным в христианстве (пусть кто-то считает его второстепенным или третьестепенным - неважно, здесь я излагаю своё понимание Гумилёва). На этом основании Гумилёв мог обозначить крест - символ христианства - словом «нивелир».
Великий Мастер с нивелиром
Стоял средь грохота и гула
И прошептал (а они услышали – средь грохота и гула!): «Идите с миром.
Мы побеждаем Вельзевула»
Другими словами, священник при венчании пообещал молодожёнам, что в супружеской жизни, освящённой церковным обрядом, козни, проделки дьявола должны стихнуть (они перестанут смотреть с вожделением на каждого представителя противоположного пола).
Ну, чем ещё мог им навредить Вельзевул?
Мог ли Гумилёв за время венчания рассмотреть в священнике «великого мастера»? Скорее всего, нет. Потому что он сам играл там главную роль, и ему было некогда рассматривать. Так что, это предположение можно уточнить: Более вероятно, что в венчавшем их священнике признала «великого мастера» сначала Аня Горенко, ещё до свадьбы; так как она жила в Киеве, а слухи о «великом человеке» из Никольской Слободы легко могли проникнуть в город и заинтересовать (или это произошло случайно) Аню Горенко. Вот она и посоветовала венчаться у него.
«Над островерхими домами» - имеются ввиду ДВА дома, две семьи : его и её. Островерхими - они оба были из интеллигентных семей, я бы даже сказал: больше, чем интеллигентных, но не знаю такого слова.
«Неведомое опочило» - вступление в брак - это, воистину, ШАГ В НЕИЗВЕСТНОЕ! Кстати, Ахматова применила это слово (и слово «дом») в одном известном своём стихотворении, о котором было много споров:
«.. ..И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам,
Никому, никому неизвестное,
Но то века желанное нам»
«Тебе и мне благословенья» - то есть, НАМ благословенья. Они пришли с просьбой: «Благословите НАС!» (как вступающих в брак).
«Они знают, как строить каменные храмы» - при венчании СОЗДАЁТСЯ прочная семья, НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Масоны творят закон святого сева В НОЧИ. То есть, в темноте, при непонимании народом сути Христовых заповедей.
Прошёл ПАТРУЛЬ, стуча мечами - многие церковные действия связаны со звуковыми эффектами и хождением СЛУЖАЩИХ по церкви.
Великий Мастер стоял средь грохота и гула - Есть и более сильный вариант толкования:
Грохот и гул были не в церкви, где стоял мастер, а за её пределами. То есть: церковь стоит посреди грохота и гула, а в церкви стоит мастер (естественно, он оказывается посреди грохота и гула).
Средь грохота и гула (за стенами церкви) выделялись (фактически, они и составляли грохот и гул):
Молотки - служат для сколачивания, соединения, прикрепления людей друг к другу (в пары).
Пилы - средство разделения, разобщения, развода людей (из пар).
К тому же, молоты и пилы - ПЕЛИ. Можно представить, как поёт пила. А молоток? Вот поэты и поют о своих связях и разрывах (О Боже, до чего порой доходит! Вспомнить, хотя бы, Блока!)
Твой плащ широкий, Женевьева. Очень хотелось бы посмотреть, в каком подвенечном платье была Аня Горенко. К сожалению, (многие даже считают, что они венчались тайно (от кого?)) никаких снимков, скорее всего, не существует. Можно только предположить, что подвенечное платье Ани было пышным, широким (при её исключительной стройности это неудивительно).
Пахнет звёздами и морем - понятно, что «звёздами» - она причастна когорте значительных людей. «Морем» - эротика, сексуальность. Известно, что Аня обладала тонким и смелым вкусом (в одежде). Из-за этой смелости доходило до скандалов с учительницей рукоделия.
Раз уж мы не можем проследить, какая идея пронизывает всё стихотворение (похоже, что с первого до последнего звука в нём описывается ВЕНЧАНИЕ), тогда давайте присмотримся к одной фразе (с той же целью):
... Мы смело можем быть как дети,
Любить друг друга, Женевьева.
Как (и чем) связаны части (строки) этой фразы?
Христос сказал: «Будьте как дети!» Вот они и собираются смело быть как дети. Но к этому высказыванию присоединено, через запятую, как при однородных членах предложения (два сказуемых при одном подлежащем (мы смело можем)) «любить друг друга».
И что же в них однородного, в «быть как дети» и «любить друг друга»?
Связь можно увидеть, если вспомнить продолжение заповеди: «.. .. И не войдёте в Царство Небесное, если не будете как дети».
Таким образом, «смело быть как дети» преследует такую цель: попасть в Царство Небесное, в Царство Бога, в Царство Любви.
Конечно, построение стихотворения (и последних его двух строк) позволяет, чтобы на краешке сознания при чтении присутствовала и такая мысль: мы можем смело любить друг друга, НЕ ОБРАЩАЯ внимания на СОБЛАЗНЫ, подстерегающие нас на каждом шагу (поскольку они («масоны») «творят закон святого сева»). Не сочиняют закон, а выполняют закон.
Теперь, я надеюсь, можно не приводить подробную расшифровку каждого слова стихотворения (как того требует от меня Иоанн Августов), например, в четырёх словах «дурной монах пробрался к милой» Гумилёв описывает своё поведение ВПЛОТЬ ДО ЭТОГО МОМЕНТА. Каждый читатель может это сделать сам.
Средневековье. Николай Гумилёв.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация:
Средневековье. Николай Гумилёв.
Последний раз редактировалось ИванПолувеков 27 окт 2009, 12:19, всего редактировалось 3 раза.
-
- Site Admin
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 25 дек 2006, 03:44
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Средневековье. Николай Гумилёв.
ИванПолувеков писал(а):С давних пор исследователей интересует вопрос, почему Николай, житель Северной Столицы (или Ц. Села, что одно и то же) и Анна, жившая в Киеве, венчались в Никольской Слободе? Все выставленные аргументы никого, ни спорщиков, ни наблюдателей, не убедили.
И?.. Я наверное плохо искал, но где у Вас ответ на Вами же поставленные вопрос - почему?.. Какая связь между венчанием и "Средневековьем"?..
-
- Сообщения: 93
- Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
- Откуда: Волгоград
Видимо, потому, что великий масте в "Средневековье" ассоциируется со священником, хотя мне это лично тоже мало что говорит.
Теперь давайте о расшифровке(Akmay, простите за оффтоп по Вашему вопросу). Просто мне показался вестма сомнительным сам принцип расшифровки, нельзя разбирать эйдолологию кусками, нужно брать весь текст, а если мы его возьмём, то и расшифровка, и без того весьма натянутая, встанет под сомнение, ибо увы, пока я не нашёл расшифровки всего текста, а если в нём местами что-то на что-то похоже, причём весьма не однозначно, то это ещё не значит, что это есть второй план. Уважаемый, Иван, можете ли Вы привести расшифровку всего текста, всего.
С уважением,
Теперь давайте о расшифровке(Akmay, простите за оффтоп по Вашему вопросу). Просто мне показался вестма сомнительным сам принцип расшифровки, нельзя разбирать эйдолологию кусками, нужно брать весь текст, а если мы его возьмём, то и расшифровка, и без того весьма натянутая, встанет под сомнение, ибо увы, пока я не нашёл расшифровки всего текста, а если в нём местами что-то на что-то похоже, причём весьма не однозначно, то это ещё не значит, что это есть второй план. Уважаемый, Иван, можете ли Вы привести расшифровку всего текста, всего.
С уважением,
-
- Сообщения: 93
- Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
- Откуда: Волгоград
Для Akmay.
"Мог ли Гумилёв за время венчания рассмотреть в священнике «великого мастера»? Скорее всего, нет. Потому что он сам играл там главную роль, и ему было некогда рассматривать. Так что, это предположение можно уточнить: Более вероятно, что в венчавшем их священнике признала «великого мастера» сначала Аня Горенко, ещё до свадьбы; так как она жила в Киеве, а слухи о «великом человеке» из Никольской Слободы легко могли проникнуть в город и заинтересовать (или это произошло случайно) Аню Горенко. Вот она и посоветовала венчаться у него."
Вот ответ на Ваш вопрос, хотя думаю, Вы и так его прочитали, увы, мне он тоже пока мало то говорит, тем более, он мало связан с текстом стихотворения, увы, опять домыслы.
"Мог ли Гумилёв за время венчания рассмотреть в священнике «великого мастера»? Скорее всего, нет. Потому что он сам играл там главную роль, и ему было некогда рассматривать. Так что, это предположение можно уточнить: Более вероятно, что в венчавшем их священнике признала «великого мастера» сначала Аня Горенко, ещё до свадьбы; так как она жила в Киеве, а слухи о «великом человеке» из Никольской Слободы легко могли проникнуть в город и заинтересовать (или это произошло случайно) Аню Горенко. Вот она и посоветовала венчаться у него."
Вот ответ на Ваш вопрос, хотя думаю, Вы и так его прочитали, увы, мне он тоже пока мало то говорит, тем более, он мало связан с текстом стихотворения, увы, опять домыслы.
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация:
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Добавление.
(В помощь Акмею увидеть мой ответ)
Средь грохота и гула (за стенами церкви) выделялись (фактически, они и составляли грохот и гул):
Молотки - служат для сколачивания, соединения, прикрепления людей друг к другу (в пары).
Пилы - средство разделения, разобщения, развода людей (из пар).
Прямой ответ (который цитирует Иоанн Августов): В Никольской Слободе посоветовала венчаться Аня, так как была наслышана о "великом человеке" из Никольской Слободы. Для того, чтобы увидеть этот ответ в "Средневековье", его необходимо ПРОЧИТАТЬ. Подождём. Я надеюсь, когда Вы его прочитаете - все сразу это заметят.
Обращаю ОСОБОЕ внимание Иоанна Августова:
При осмысливании НЕПРЯМЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ возможны только "домыслы", как Вы их называете (хотя есть возможность назвать их и по-другому. Вы знаете, как они называются в кругу людей, занимающихся осмысливанием непрямых высказываний?)
В комментарии к "Средневековью" я указал только основные положения, при учёте которых остальные иносказания поддаются расшифровке без труда. Могу посоветовать: Читайте таблицу символов (к сожалению, она выставлена на Форум ещё не полностью)
(В помощь Акмею увидеть мой ответ)
Средь грохота и гула (за стенами церкви) выделялись (фактически, они и составляли грохот и гул):
Молотки - служат для сколачивания, соединения, прикрепления людей друг к другу (в пары).
Пилы - средство разделения, разобщения, развода людей (из пар).
Прямой ответ (который цитирует Иоанн Августов): В Никольской Слободе посоветовала венчаться Аня, так как была наслышана о "великом человеке" из Никольской Слободы. Для того, чтобы увидеть этот ответ в "Средневековье", его необходимо ПРОЧИТАТЬ. Подождём. Я надеюсь, когда Вы его прочитаете - все сразу это заметят.
Обращаю ОСОБОЕ внимание Иоанна Августова:
При осмысливании НЕПРЯМЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ возможны только "домыслы", как Вы их называете (хотя есть возможность назвать их и по-другому. Вы знаете, как они называются в кругу людей, занимающихся осмысливанием непрямых высказываний?)
В комментарии к "Средневековью" я указал только основные положения, при учёте которых остальные иносказания поддаются расшифровке без труда. Могу посоветовать: Читайте таблицу символов (к сожалению, она выставлена на Форум ещё не полностью)
-
- Site Admin
- Сообщения: 649
- Зарегистрирован: 25 дек 2006, 03:44
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ИванПолувеков писал(а):В Никольской Слободе посоветовала венчаться Аня, так как была наслышана о "великом человеке" из Никольской Слободы.
А откуда информация, что церковь выбирала Анна Андреевна?
-
- Сообщения: 93
- Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
- Откуда: Волгоград
Давайте не будем путать домыслы и теории, ибо теории строятся на фактах, в крайнем случае, на дедукции, здесь же я пока увидел только отрывки из контекста, а не общую картину по тексту вообще, хотя, если Вы хотите выдерживать такую этику общения, то я согласен называть это Вашей теорией впредь, с уважением
Последний раз редактировалось Иоанн Августов 30 авг 2009, 21:58, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 93
- Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
- Откуда: Волгоград
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация:
Символизм
Спасибо, Matt! Я так и знал, что Вы меня поддержите. Могу только добавить, что Гумилёв был не таким мелким символистом, как Брюсов или Блок, а намного больше их. Только Вы этого не учитываете, не хотите признать, Вам нравится "Персидская Миниатюра".
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация:
Содержание выеденного яйца
Matt, простите, ещё раз засорю.
Если бы Вы внимательно прочитали стихотворение «Мои читатели», Вы бы заметили, что «многозначительные намёки на содержание выеденного яйца» относятся к творчеству тех поэтов, которым Гумилёв ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ себя. А всё, созданное Гумилёвым, состоит из многозначительных намёков на самую существенную сторону человеческой жизни. «Но что мы создали, то с нами посегодня», то есть, никто не прочитал!!!
Если бы Вы внимательно прочитали стихотворение «Мои читатели», Вы бы заметили, что «многозначительные намёки на содержание выеденного яйца» относятся к творчеству тех поэтов, которым Гумилёв ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ себя. А всё, созданное Гумилёвым, состоит из многозначительных намёков на самую существенную сторону человеческой жизни. «Но что мы создали, то с нами посегодня», то есть, никто не прочитал!!!
-
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
- Откуда: Хакасия
- Контактная информация:
Re: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- из текста стихотворения. Причём, это не ИНФОРМАЦИЯ, а предположение.Akmay писал(а):ИванПолувеков писал(а):В Никольской Слободе посоветовала венчаться Аня, так как была наслышана о "великом человеке" из Никольской Слободы.
А откуда информация, что церковь выбирала Анна Андреевна?
При осмысливании непрямых высказываний могут пригодиться РАЗНЫЕ предположения, в том числе, и мои.