Пьеса для обсуждения
Добавлено: 27 мар 2009, 15:30
Школа петербургского флирта
сказочная комедия в 2-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
К о н с т а н т и н С м о л ь н ы й,
музыкант.
Т а т ь я н а Л а р к и н а,
одинокая петербурженка.
Действие в Петербурге.
Полуподвал, приспособленный под репетиционное помещение. Музыкальные инструменты. Главный вход – справа, скрыт от зрителей трубами теплоцентрали. Посредине – деревянная дверь, которая наглухо закрыта. Попасть за неё можно, только вынув кусок фанеры из нижней части двери.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
К о н с т а н т и н в мотоциклетном шлеме сидит на лежащей на боку акустической колонке и тупо щёлкает крышкой зажигалки «Zippo». Затем находит в кармане папиросы и, подняв щиток шлема, закуривает. Сделав несколько затяжек, подходит к радио, висящему над центральной дверью, включает его, слушает и начинает подыгрывать и подпевать звучащей по радио песне.
Р а д и о.
Пустой, как зимний ветер,
Пустой, как твоя болтовня,
Пустой – и никто на свете
Не интересует меня.
Пустой, как холостой выстрел,
Пустой – и ни единой строки.
Постой, но был же смысл
В бегах наперегонки...
Может, я уже, Боже,
Я уже умер, ты уже тоже.
Мир так безумен и тревожен –
Мир уже умер, век уже прожит.
Мир устал от зимы, устал
От того, что я в нем живу.
Не смотри на Неву с моста,
Не смотри с моста на Неву... («Пустой», Михаил Борзыкин, 2004, «МегаМизантроп»)
Оставив гитару, К о н с т а н т и н переходит к барабанам. Оторвавшись на них вволю, завершает своё соло ударом по большим тарелкам. Почти тут же на сцену вылетает ещё одна музыкальная тарелка. Входит Т а т ь я н а. В руках у неё колотушка и железный крюк.
Т а т ь я н а. Там написано: «Перед тем, как войти – бей по тарелке». Я стукнула. А она отвалилась.
К о н с т а н т и н. Значит – судьба...
Т а т ь я н а. Простите. (Про колотушку и крюк.) Куда это?
К о н с т а н т и н. Положите где-нибудь.
Т а т ь я н а. Здравствуйте.
К о н с т а н т и н. Здравствуйте.
Т а т ь я н а. С тарелкой это вы забавно придумали. И, вообще, у вас здесь так всё оригинально оформлено. Творческий подход. Мне нравится.
К о н с т а н т и н. Да пожалуйста...
Маленькая неловкая пауза.
Т а т ь я н а. Ах, да! Простите! Я все принесла… Сейчас, минуточку... (Роется в сумочке, достаёт бумаги.) Вот квитанция об оплате... Вот карточка с моим личным номером... Расписание занятий... Я уже Аркадию говорила, когда записывалась на курс... Бывает же в жизни! Так всё удачно ужасно сложилось - ужасно удачно! – у нас сегодня встреча одноклассников. И сегодня же первый визит к вам. Меня Татьяна зовут. Можете, просто Таня.
К о н с т а н т и н. Костя.
Т а т ь я н а. Я немного волнуюсь, целый месяц ждала этого дня – от него, мне кажется, зависит вся моя будущая жизнь...
К о н с т а н т и н (глядя в квитанцию). Пятьсот баксов?! Это за что?
Т а т ь я н а. Как за что? Во-первых, я хочу очень хорошо выглядеть...
К о н с т а н т и н. А вы куда пришли?
Т а т ь я н а. Преображенская, пять, правильно?
К о н с т а н т и н. Правильно.
Т а т ь я н а. Вы с Аркадием работаете? От Аркадия?
К о н с т а н т и н. А кто такой Аркадий?
Т а т ь я н а. Аркадий – это Аркадий. Аркадий Андреевич Абайдуллин. Директор агентства.
К о н с т а н т и н. Какого агентства? Здесь нет никакого агентства.
Т а т ь я н а. Я знаю. Но месяц назад я была у него в агентстве. В главном офисе, на Фонтанке. Я честно за всё заплатила – мне назначили сегодняшний день, дали этот адрес, телефон для связи, вот визитка, читайте, я вчера звонила - мне подтвердили, что всё в порядке, меня будут ждать. Я пришла.
К о н с т а н т и н. А кто должен ждать?
Т а т ь я н а. Вы. Специалисты. Педагоги.
К о н с т а н т и н. Так вы сюда учиться пришли?
Т а т ь я н а. Не только учиться... Подождите, может быть, здесь есть какой-то другой вход?
К о н с т а н т и н. Нет. Только этот. (Про центральную дверь.) А это – театральный прокат, но там сейчас закрыто, нет никого, а здесь, вообще, музыкой занимаются. Вы ошиблись.
Т а т ь я н а. Нет, подождите... (Достает из сумочки мобильный телефон.) Можно, я от вас позвоню?
К о н с т а н т и н. Звоните.
Т а т ь я н а. Спасибо. (Набирает номер, сверяясь с визиткой.) Это точно Преображенская, пять?
К о н с т а н т и н. Точно.
Т а т ь я н а. «Вне зоны...» (Убирает телефон в сумочку.) Я чего-то не понимаю...
К о н с т а н т и н. Вариантов, на самом деле, два. Или вы что-то напутали...
Т а т ь я н а. Ничего я не напутала. Что я могла напутать? Смотрите сами – вот буклет – вот адрес главного офиса, телефон, вот ваш адрес, ваш телефон... Даже схема есть – вот стрелочка, ваш вход...
К о н с т а н т и н. Здесь вообще нет телефона...
Т а т ь я н а. Нет телефона?
К о н с т а н т и н. Нет. Здесь – подвал, андеграунд, подполье… (Изучает буклет.) Визаж, макияж, массаж... (Читает по дуге, вращая буклет.) «Школа петербургского флирта»?
Т а т ь я н а. Массаж - это дополнительная услуга. Так что же получается?
К о н с т а н т и н. Получается второй вариант. Обманули вас. Кинули на бабки.
Т а т ь я н а. Меня - что?
К о н с т а н т и н. Ну да. Сняли денег, дали фальшивый адрес, попросили придти через месяц... Конечно, кинули. Вы телек смотрите?
Т а т ь я н а. У меня нет…
К о н с т а н т и н. Сейчас это сплошь и рядом. Обещают устроить на работу или там познакомить с какими-нибудь сказочными барышнями, берут бабки вперёд... и кидают. Лохотрон.
Т а т ь я н а. И… И что мне делать?
К о н с т а н т и н. Не знаю. Аркадия вы точно больше не увидите, он где-нибудь на Кипре уже отдыхает. А бумажки эти ваши вообще ничего не стоят.
Т а т ь я н а. А вы не разыгрываете меня?
К о н с т а н т и н. А зачем мне?
Т а т ь я н а. Не знаю... Как-то всё это странно: а почему был указан именно этот адрес?
К о н с т а н т и н. А я-то откуда знаю?
Т а т ь я н а. Почему не какой-то другой?
К о н с т а н т и н. Наверное, мне повезло.
Т а т ь я н а. А откуда я могу знать, что вы не связаны с Аркадием?
К о н с т а н т и н. Да вы чего? Вы чего хотите?
Т а т ь я н а. Я заплатила деньги и хочу получить то, за что я эти деньги заплатила.
К о н с т а н т и н. А я-то здесь причём?
Т а т ь я н а. На худой конец – я хочу получить свои деньги назад. Я – обычный архивный работник и для меня это очень большая сумма. Я живу в коммуналке, у меня мама больная в Павловске, я долго откладывала на новый диван. Поверьте, для меня это было очень серьезным решением: отдать эти деньги.
К о н с т а н т и н. Я верю. Я вам, это, сочувствую.
Т а т ь я н а. Сегодня – очень важный день. Я так надеялась... Я так ждала... Я думала, что... Как же так? Это же нехорошо. Это очень нехорошо. Нельзя так поступать с людьми. Как так можно? Что мне делать теперь?
К о н с т а н т и н. Может, вам в милицию пойти?
Т а т ь я н а. Конечно, я пойду, напишу заявление, пусть ищут этого Аркадия, только сегодня-то мне что делать? Вы посмотрите, как я выгляжу. У меня через три часа самая важная в жизни встреча, а я здесь, в подвале, непонятно с кем, без копейки денег...
К о н с т а н т и н. Вот такая у нас страна...
Т а т ь я н а. Господи, да причём здесь страна? Год назад, вы понимаете, год тому назад мы условились устроить встречу выпускников. Мы двадцать лет не собирались!
К о н с т а н т и н. А зачем вы в брачное агентство-то пошли?
Т а т ь я н а. Да я бы не пошла... Зачем мне брачное агентство? Я пошла туда за другим. Я не нуждаюсь в услугах брачного агентства!
К о н с т а н т и н. А, понял... Визаж, макияж, флиртаж...
Т а т ь я н а низко опускает голову.
И вы за это отвалили пятьсот баксов?.. Вот гады. Сволочи.
Т а т ь я н а. Я им поверила. Такой милый, внимательный Аркадий. Шикарный офис, статуя Галатеи, кожаная мебель, кофе в фарфоровых чашечках... У меня даже мысли не возникло. Господи, какая же я дура! (Плачет.) За что мне всё это?
К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только давайте не будем здесь реветь! И так сыро… Может, я могу чем-то помочь?
Т а т ь я н а. Чем? Деньгами?
К о н с т а н т и н. Откуда у меня?
Т а т ь я н а. А чем?
К о н с т а н т и н. Ну, не знаю...
Т а т ь я н а медленно направляется к выходу.
К о н с т а н т и н (после того, как она почти скрылась). Вам платье красивое нужно?
Т а т ь я н а. Что?
К о н с т а н т и н. Платье красивое нужно? Ну… красивое платье…
Т а т ь я н а. И что?
К о н с т а н т и н. Здесь есть.
Т а т ь я н а. Где?
К о н с т а н т и н. Здесь. Я же говорю, здесь, вообще-то, прокат театральных костюмов. Тётка одна держит. Сначала в театрах разных работала, а теперь свой бизнес открыла. Просто у неё эта комната постоянно временно свободна, так мы репетируем здесь… Раз в сто лет… Короче, за этой дверью – все женские мечты, выбирайте, завтра вернёте.
Т а т ь я н а. Вы не шутите?
К о н с т а н т и н. Нет. Идите, смотрите. Ключа у меня, в принципе, нет... (Вынимает кусок фанеры из нижней части двери.) Но пару раз мы на выходные залезали туда. Делали пару концертов в её костюмах. Просто возвращали быстро, она и не замечала.
Т а т ь я н а. Театральные костюмы?
К о н с т а н т и н. Да вы поглядите... Там такие есть... Очень качественно сделано. Как для себя.
Т а т ь я н а. А это удобно?
К о н с т а н т и н. Идите, выбирайте. (Пропускает Т а т ь я н у внутрь.) Бесплатно.
Т а т ь я н а. Спасибо.
К о н с т а н т и н. Не за что. (Возвращается к барабанам.)
Г о л о с Т а т ь я н ы. Откуда здесь такие костюмы?!
К о н с т а н т и н. Я же говорю – что-то из театров… Что-то с «Ленфильма»! (Продолжает играть.) Подобрали что-нибудь?
Появляется Т а т ь я н а в старинном платье.
Сказочно. Подходит?
Т а т ь я н а. Это же настоящее...
К о н с т а н т и н. Нравится?
Т а т ь я н а. Ещё бы. Да вы знаете, чьё это платье? Изначально? Посмотрите, здесь написано. (Поворачивается к К о н с т а н т и н у спиной.) Застегните, кстати, там крючочки.
К о н с т а н т и н (читает, застёгивая платье). «О. Высотская».
Т а т ь я н а. Я уже благодарна Аркадию за нашу встречу. Вы делаете меня счастливой. Это просто выше моих ожиданий, я и подумать не могла...
К о н с т а н т и н. Вы Высоцкого так любите? Это родственница его, что ли?
Т а т ь я н а. Не Высоцкая, а Высотская. Актриса Александринского театра. У нее ещё был сын от Гумилёва. Орест.
К о н с т а н т и н. От Гумилёва? А Гумилёв... Гумилёв – это же муж Ахматовой!
Т а т ь я н а. Ну, это всем известно… Широко известный факт. Да, они были женаты. Какое-то время. От их брака тоже, кстати, родился сын, Лев. Они с Орестом потом очень дружили.
К о н с т а н т и н. Да вы всё про них знаете...
Т а т ь я н а. Я вам больше скажу – в моей жизни бывают моменты, когда меня в буквальном смысле спасает поэзия Серебряного века.
К о н с т а н т и н. Это как?
Т а т ь я н а. Я всегда ношу с собой маленький сборник. И когда мне становится плохо, я просто открываю его наугад и тыкаю пальцем. Вот так. (Показывает.) «На руке его много блестящих колец – Покорённых им девичьих нежных сердец...» Ой! (Смотрит на его руки.) Это прямо про вас!
К о н с т а н т и н. Интересно… У вас – стихи, у меня – музыка… Когда у меня депресняк - я радио включаю. (Включает радио.)
Р а д и о.
«…ты рад тому, что солнце взошло,
Если Бог - твой босс, а не босс - твой бог,
Если ты веришь людям, несмотря ни на что,
То я рад за тебя, потому что ты - лох!
Быть лохом - это не плохо,
Быть лохом - это не плохо…» («Быть лохом», Кирилл Комаров, 2008)
К о н с т а н т и н. А это – про вас.
Т а т ь я н а. Выключите, пожалуйста.
К о н с т а н т и н. Пожалуйста. (Выключает радио.)
Т а т ь я н а. Я никогда этого не пойму.
К о н с т а н т и н. Чего?
Т а т ь я н а. Это как же нужно относиться к окружающим тебя людям, чтобы так с ними поступать?
К о н с т а н т и н. Я же говорю: гады.
Т а т ь я н а. А вы – не гад, вы – хороший...
К о н с т а н т и н. Просто вы меня мало знаете...
Т а т ь я н а. Да-да, «На руке его много блестящих колец...»
К о н с т а н т и н. В общем, платье вам нравится?
Т а т ь я н а. Не просто нравится – я восхищена.
К о н с т а н т и н. Помог я вам хоть немного?
Т а т ь я н а. Не то слово. А скажите, я там видела коробки в углу – это что?
К о н с т а н т и н. Обувь.
Т а т ь я н а. Я так и подумала.
К о н с т а н т и н. Да, действительно, такое платье и кеды. Бестолково как-то… (Лезет в лаз.) У вас какой размер?
Т а т ь я н а. Тридцать шесть. (Ему вслед). Там справа, у окна, есть очень интересные туфли! И ещё я подумала, что прическу я сделать уже не успею, так, может, мне ещё какую-нибудь шляпку?..
К о н с т а н т и н (появляется в отверстии двери с коробкой в руках). Шляпку?
Т а т ь я н а. Это не обременительно?
К о н с т а н т и н. Только завтра всё должно быть на месте.
Т а т ь я н а. Клянусь.
Т а т ь я н а надевает туфли. Появляется К о н с т а н т и н с шляпкой, которую водружает на голову Т а т ь я н е.
Т а т ь я н а. Хорошо получилось?
К о н с т а н т и н. Вещь!
Т а т ь я н а. Правда? Красиво? А у вас есть зеркало?
К о н с т а н т и н. Блин! Только там. (Показывает на дверь.) Полезете?
Т а т ь я н а. Блин…
К о н с т а н т и н. Да как мужик вам говорю – отлично всё! А для встречи выпускников – просто отпад.
Т а т ь я н а использует музыкальную тарелку, как зеркало, вручив её К о н с т а н т и н у.
Т а т ь я н а. Платье самой Ольги Высотской! «И ты ушла, в простом и тёмном платье, Похожая на древнее распятье...» Это же про неё Гумилёв писал.
К о н с т а н т и н. Про это платье?
Т а т ь я н а. Думаете, про это?.. О-о, нет-нет-нет, нельзя его отдавать в прокат – какой ужас! это же историческая ценность! – могут испортить. Я, я куплю это платье! Я обязательно заплачу. Не сейчас, потом. Поймают этого Аркадия, вернут мне мои деньги – и я заплачу.
К о н с т а н т и н. Успокойтесь.
Т а т ь я н а. Почему?
К о н с т а н т и н. Потому что не поймают... У вас встреча когда?
Т а т ь я н а. В восемь.
К о н с т а н т и н. Успеете? Не опоздаете?
Т а т ь я н а. Ой!
К о н с т а н т и н. Что?
Т а т ь я н а. Зачем вы об этом спросили?
К о н с т а н т и н. А что?
Т а т ь я н а. Может, мне не идти?
К о н с т а н т и н. Как – не идти? У вас же важная встреча? Вы же год назад договаривались?
Т а т ь я н а. Я отчётливо понимаю, что я не готова.
К о н с т а н т и н. В смысле?
Т а т ь я н а. Не готова к встрече. Глупо, конечно, я понимаю... Я понадеялась на этого треклятого Аркадия. Он пообещал, что мне помогут... что меня подготовят...
К о н с т а н т и н. К чему?
Т а т ь я н а. Да к встрече же!
К о н с т а н т и н. Не врубаюсь.
Т а т ь я н а. Целую исповедь перед ним держала, всю себя наизнанку перед ним вывернула... (Собирается плакать.)
К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только без слёз! В чём проблема-то?
Т а т ь я н а. Здесь вы помочь мне не можете. Спасибо за чудесное платье. Я целых пять минут была в платье Ольги Высотской - вот мне и компенсация. Я сейчас всё вам верну и пойду домой.
К о н с т а н т и н. Дело ваше. Как хотите.
Т а т ь я н а. «Как хотите…» «Как хотите…» Я хочу, чтобы всё было хорошо... Ждала этого дня, как чуда какого-то... Так надеялась на эту встречу!
К о н с т а н т и н. Встреча, встреча, важная встреча! Я, конечно, не Аркадий, наизнанку выворачиваться не надо – просто скажите, в чём дело?
Т а т ь я н а. Дело в том, что там будет один человек... Очень важный для меня человек.
К о н с т а н т и н. Тоже выпускник?
Т а т ь я н а. Угу. Правда, он учился с нами только два последних года – девятый-десятый классы. А потом все разлетелись кто куда...
К о н с т а н т и н. Короче.
Т а т ь я н а. Короче, я ещё на выпускном хотела к нему подойти... Учились в одном классе и ни разу не разговаривали, представляете?.. Но не смогла. Даже посмотреть боялась в его сторону. И сейчас боюсь. Боюсь, что не смогу к нему подойти, не смогу заговорить...
К о н с т а н т и н. А чего с ним не так?
Т а т ь я н а. Это со мной что-то не так! Мне нужно раскрепоститься как-то!
К о н с т а н т и н. Может, просто накатить грамм сто перед встречей?
Т а т ь я н а. Не поможет. Я и в тот раз пробовала, для храбрости. Мне потом рассказывали, что сначала я хохотала, как безумная, а потом уснула в спортзале, на коне. Ну, на этом... (Показывает.)
К о н с т а н т и н. Я понял.
Пауза.
Что это вы на меня так смотрите?
Т а т ь я н а. Константин... Как по отчеству?
К о н с т а н т и н. Вениаминович.
Т а т ь я н а. Костенька! Вы так много для меня сделали... А главное – поддержали в трудную минуту. Все эти вещи – это просто необыкновенно! Я понимаю, что я вам, как снег на голову, но, может быть, у вас найдётся ещё полчасика для меня?
К о н с т а н т и н. М-м...
Т а т ь я н а. Просто побудьте им!
К о н с т а н т и н. Кем?
Т а т ь я н а. Им, Евгением. Его Евгений зовут. Понимаете? Татьяна… Евгений… Тоже ведь неслучайно. Я хочу на вас потренироваться. Простите - прорепетировать.
К о н с т а н т и н (со смехом). Ну, давайте... Прорепетируем.
Т а т ь я н а. Только не смейтесь надо мной.
К о н с т а н т и н. Постараюсь.
Т а т ь я н а. Пообещайте.
К о н с т а н т и н. Хорошо-хорошо. Быстрее начнём, быстрее закончим. Чего делать-то?
Т а т ь я н а. Так, встаньте здесь, пожалуйста. Я сейчас попробую к вам подойти и заговорить.
К о н с т а н т и н. А я тут пока, типа, шампанское пью.
Т а т ь я н а. Хорошо.
Пауза.
Нет, не могу. Мне что-то мешает. Вы не меня не смотрите! Я вам безразлична!
К о н с т а н т и н. А я и не должен смотреть. Там, на вечере, наверное, много разного народу будет...
Т а т ь я н а. Да, да, вы правы. Я как-то должна привлечь его внимание... Ну, подскажите же мне, у вас же наверняка такое было не раз! Пожалуйста!
К о н с т а н т и н. Было. Только девушки были другие.
Т а т ь я н а. Что значит - другие?
К о н с т а н т и н. Это не для вашей нежной психики.
Т а т ь я н а. Неважно. Сейчас это неважно. Что я должна делать, как себя вести?
К о н с т а н т и н. Ну, во-первых, для начала, надо просто попасться ему на глаза. Помаячить перед ним. Походить туда-сюда, что ли…
Т а т ь я н а. Так просто походить?
К о н с т а н т и н. Да вы съёженная какая-то... Не прячьте вы это дело. (Хлопает себя по заду.) Бразильские карнавалы когда-нибудь видели?
Т а т ь я н а. Ну, там-то уж совсем...
К о н с т а н т и н. Согласен. Сделайте сдержанный вариант. Питерский.
Т а т ь я н а пробует. К о н с т а н т и н смеется.
Т а т ь я н а. Плохо, да?
К о н с т а н т и н. Да нет, ничего, наука нехитрая. Вам просто это отрабатывать нужно.
Т а т ь я н а. Отвернитесь тогда.
К о н с т а н т и н. Я покурю пока.
Т а т ь я н а отрабатывает движение. К о н с т а н т и н курит.
Т а т ь я н а. А вот Николай Степанович - Гумилёв Николай Степанович – тоже папироски курил. У нас в архиве есть фотография двадцать первого года, где он с папироской. Рассказывают, что он даже смерть встретил с папироской в руке. А мама его так и не поверила, что он погиб. Она всем говорила, что он сбежал от чекистов и уехал на Мадагаскар.
К о н с т а н т и н. Да-а, на Мадагаскаре сейчас хорошо...
Т а т ь я н а. Хорошо… Хорошо…
К о н с т а н т и н поворачивается.
Т а т ь я н а. Вы взглянули, взглянули!
К о н с т а н т и н. Конечно, взглянул.
Т а т ь я н а. А это не слишком вульгарно?
К о н с т а н т и н. Я не знаю, как флиртовала госпожа Ахматова с господином Гумилёвым, но думаю, что где-то примерно так же.
Т а т ь я н а. Нет-нет, вы просто не в курсе, у них всё было гораздо сложнее... Ахматова потом вспоминала: «Я поджимала губы и разливала чай... А Николай Степанович усиленно флиртовал..."
К о н с т а н т и н. А усиленно – это не вульгарно?
Т а т ь я н а. Усиленно – это, скорее, напористо, активно. Николай Степанович всё-таки был интеллигентный человек. Гениальный поэт.
К о н с т а н т и н. Все мы - поэты... Вы просто мужиков плохо знаете. Так что с Евгением-то вашим? Закончили?
Т а т ь я н а. Нет-нет, что вы! Вот он взглянул на меня... и... и что?
К о н с т а н т и н. И – вперёд! Вы же с ним поговорить о чём-то хотели?
Т а т ь я н а. То есть, только он взглянул на меня, я сразу – к нему?
К о н с т а н т и н. Нет, глупо как-то...
Т а т ь я н а. Вот.
К о н с т а н т и н. Может, его пальцем поманить? Пусть сам подойдёт.
Т а т ь я н а. Нет, это же фамильярно…
К о н с т а н т и н. Блин, фамильярно, вульгарно... Чего вы так всё усложняете?
Т а т ь я н а. Хорошо. Как бы вы действовали на моем месте?
К о н с т а н т и н. Для начала я бы убил Аркадия.
Т а т ь я н а. Не напоминайте. Я сама убить его готова! Как я сразу не увидела, кто он такой? Сейчас вспоминаю – мурашки по коже! Это же скользкий тип! Сладенькая улыбочка, тёпленькие глазки, пришепётывание это...
К о н с т а н т и н. Пришепётывание?
Т а т ь я н а. Ну, он так разговаривает... (Демонстрирует.) «В «Школу петербургского флирта» мы перетащили лучших специалистов из «Института красоты»...»
К о н с т а н т и н. Ага.
Т а т ь я н а. Что, «ага»?
К о н с т а н т и н. Ничего. На чём мы остановились?
Т а т ь я н а. Как бы вы действовали на моём месте. Я – за Евгения.
К о н с т а н т и н. А я, значит, за Татьяну? Опера Чайковского, новый концепт.
Игра.
Евгений! Здравствуйте! Вы будете смеяться, но меня зовут Татьяна!
Т а т ь я н а. Я не буду так глупо себя вести.
К о н с т а н т и н. Я же не вы. Делайте сами.
Т а т ь я н а. Я так плохо выгляжу со стороны? Я смешная, нелепая, да?
К о н с т а н т и н. Бросьте комплексовать. Если вы любите человека, действительно любите, то вам никакие тренировки не нужны. Просто подойдите к нему, посмотрите в глаза и скажите, что думаете. И послушайте, что он вам скажет в ответ. Может, у него совсем другие планы на жизнь, а тут – вы со своим флиртом.
Т а т ь я н а. Я многое узнала про его сегодняшнюю жизнь: сейчас он директор крупного предприятия в разводе, от предыдущих браков у него двое детей, но это ничего, это даже хорошо, дети – это всегда хорошо… Он, видите, не прибился ни к кому, не нашёл свою половинку.
К о н с т а н т и н. А вы – это она?
Т а т ь я н а. Да. Думаю, да.
К о н с т а н т и н. Вы же ни разу с ним не разговаривали!
Т а т ь я н а. Я это чувствую. Давно чувствую. Я чувствую, что тогда, в тот день, упустила свой шанс... А совсем недавно я это очень остро почувствовала. Прямо кольнуло что-то. Я открыла свой сборник, ткнула пальцем и, знаете, что прочла?
К о н с т а н т и н. Не знаю.
Т а т ь я н а. «Ты выдумал меня. Такой на свете нет, Такой на свете быть не может...»
К о н с т а н т и н. И что?
Т а т ь я н а. Не понимаете?
К о н с т а н т и н. Нет.
Т а т ь я н а. Так я же есть!
К о н с т а н т и н. А-а...
Т а т ь я н а. И сегодня он об этом должен узнать. Всё! Я решила. Не будем терять времени. Допустим, он уже обратил на меня внимание. Я подхожу к нему...
К о н с т а н т и н. Только не так быстро.
Т а т ь я н а. Да-да, не так быстро... Я подхожу к нему... Подхожу... Подошла...
К о н с т а н т и н. Ну?!
Т а т ь я н а. И говорю. Говорю... И отхожу...
К о н с т а н т и н. Слушайте, блин...
Т а т ь я н а. Нет-нет, не говорите ничего, ничего не хочу слышать. Дайте мне пару минут собраться с мыслями.
К о н с т а н т и н. Ладно, я тоже не хочу времени терять… Можно мне пока вашу книжку?
Т а т ь я н а. Пожалуйста-пожалуйста...
К о н с т а н т и н (листает сборник). О! Прикольный текст. (Взяв гитару, берет немыслимый аккорд и очень низко поёт.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Господи, что вы делаете?!
К о н с т а н т и н. А что?
Т а т ь я н а. Это же нежные стихи.
К о н с т а н т и н. Нежнятина? Сопли с сахаром? (Пробует другой аккорд.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Какой кошмар… Вы не знаете, вы не понимаете… Это стихи влюбленной девочки. Ахматовой было тогда всего шестнадцать лет. Это очень личные стихи из очень личного письма, которое сохранилось просто чудом! У нее даже не было уверенности, что он его прочтёт…
К о н с т а н т и н. Кто? Гумилев?
Т а т ь я н а. Нет. Другой человек. Очень важный для нее человек.
К о н с т а н т и н. А так? (Ещё аккорд.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Нет-нет, не так, не так, только не так… (Читает.)
Я умею любить.
Умею покорной и нежною быть.
Умею заглядывать в очи с улыбкой
Манящей, призывной и зыбкой.
И гибкий мой стан так воздушен и строен,
И нежит кудрей аромат.
О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен
И негой объят...
К о н с т а н т и н подыгрывает чтению Т а т ь я н ы (тема из «Stairway To Heaven» («Led Zeppelin»))
Я умею любить. Я обманно-стыдлива.
Я так робко-нежна и всегда молчалива.
Только очи мои говорят.
Они ясны и чисты,
Так прозрачно-лучисты.
Они счастье сулят.
И в устах моих - алая нега.
Грудь белее нагорного снега.
Голос - лепет лазоревых струй.
Я умею любить. Тебя ждет поцелуй. («Я умею любить...», Ахматова, 1906)
Пауза. К о н с т а н т и н и Т а т ь я н а смотрят друг на друга.
Т а т ь я н а. Да! Да! Я всё поняла. Я знаю, что надо делать!
К о н с т а н т и н. Отлично!
Т а т ь я н а. Встаньте на своё место, пожалуйста.
К о н с т а н т и н. Пожалуйста.
Т а т ь я н а. В общем, я вхожу, вижу его...
К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью...
Т а т ь я н а стремительным шагом подходит к К о н с т а н т и н у и крепко целует его.
К о н с т а н т и н. Что это было?
Т а т ь я н а. И не надо никаких слов, правда? И так всё понятно. Понятно?
К о н с т а н т и н. Понятно. И неожиданно.
Т а т ь я н а. Именно – неожиданно!
К о н с т а н т и н. Сильный ход. Без всякой предварительной фигни – в губы! – значит, люблю.
Т а т ь я н а. Подействует?
К о н с т а н т и н. Надо закрепить. Давайте ещё раз.
Т а т ь я н а. Зачем?
К о н с т а н т и н. Давайте-давайте. Это надо отработать. Сделал раз – сумей повторить. Сможете?
Т а т ь я н а. Вставайте на место.
К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью.
Т а т ь я н а. Так, вхожу, вижу... (Колеблется.)
К о н с т а н т и н. Он чувствует взгляд, роняет бокал... (Стремительным шагом подходит к Татьяне.)
Долгий поцелуй. К о н с т а н т и н отходит к барабанам и пускается в очередное соло. Закончив его, достает из-за барабанов два мотоциклетных шлема и подходит с ними к Т а т ь я н е.
К о н с т а н т и н. Если ты меня ещё раз поцелуешь – я отвезу тебя на этот твой вечер выпускников на сказочном мотоцикле.
Т а т ь я н а. Костя...
К о н с т а н т и н. Что?
Т а т ь я н а. Где ваш мотоцикл?
К о н е ц п е р в о г о д е й с т в и я.
сказочная комедия в 2-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
К о н с т а н т и н С м о л ь н ы й,
музыкант.
Т а т ь я н а Л а р к и н а,
одинокая петербурженка.
Действие в Петербурге.
Полуподвал, приспособленный под репетиционное помещение. Музыкальные инструменты. Главный вход – справа, скрыт от зрителей трубами теплоцентрали. Посредине – деревянная дверь, которая наглухо закрыта. Попасть за неё можно, только вынув кусок фанеры из нижней части двери.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
К о н с т а н т и н в мотоциклетном шлеме сидит на лежащей на боку акустической колонке и тупо щёлкает крышкой зажигалки «Zippo». Затем находит в кармане папиросы и, подняв щиток шлема, закуривает. Сделав несколько затяжек, подходит к радио, висящему над центральной дверью, включает его, слушает и начинает подыгрывать и подпевать звучащей по радио песне.
Р а д и о.
Пустой, как зимний ветер,
Пустой, как твоя болтовня,
Пустой – и никто на свете
Не интересует меня.
Пустой, как холостой выстрел,
Пустой – и ни единой строки.
Постой, но был же смысл
В бегах наперегонки...
Может, я уже, Боже,
Я уже умер, ты уже тоже.
Мир так безумен и тревожен –
Мир уже умер, век уже прожит.
Мир устал от зимы, устал
От того, что я в нем живу.
Не смотри на Неву с моста,
Не смотри с моста на Неву... («Пустой», Михаил Борзыкин, 2004, «МегаМизантроп»)
Оставив гитару, К о н с т а н т и н переходит к барабанам. Оторвавшись на них вволю, завершает своё соло ударом по большим тарелкам. Почти тут же на сцену вылетает ещё одна музыкальная тарелка. Входит Т а т ь я н а. В руках у неё колотушка и железный крюк.
Т а т ь я н а. Там написано: «Перед тем, как войти – бей по тарелке». Я стукнула. А она отвалилась.
К о н с т а н т и н. Значит – судьба...
Т а т ь я н а. Простите. (Про колотушку и крюк.) Куда это?
К о н с т а н т и н. Положите где-нибудь.
Т а т ь я н а. Здравствуйте.
К о н с т а н т и н. Здравствуйте.
Т а т ь я н а. С тарелкой это вы забавно придумали. И, вообще, у вас здесь так всё оригинально оформлено. Творческий подход. Мне нравится.
К о н с т а н т и н. Да пожалуйста...
Маленькая неловкая пауза.
Т а т ь я н а. Ах, да! Простите! Я все принесла… Сейчас, минуточку... (Роется в сумочке, достаёт бумаги.) Вот квитанция об оплате... Вот карточка с моим личным номером... Расписание занятий... Я уже Аркадию говорила, когда записывалась на курс... Бывает же в жизни! Так всё удачно ужасно сложилось - ужасно удачно! – у нас сегодня встреча одноклассников. И сегодня же первый визит к вам. Меня Татьяна зовут. Можете, просто Таня.
К о н с т а н т и н. Костя.
Т а т ь я н а. Я немного волнуюсь, целый месяц ждала этого дня – от него, мне кажется, зависит вся моя будущая жизнь...
К о н с т а н т и н (глядя в квитанцию). Пятьсот баксов?! Это за что?
Т а т ь я н а. Как за что? Во-первых, я хочу очень хорошо выглядеть...
К о н с т а н т и н. А вы куда пришли?
Т а т ь я н а. Преображенская, пять, правильно?
К о н с т а н т и н. Правильно.
Т а т ь я н а. Вы с Аркадием работаете? От Аркадия?
К о н с т а н т и н. А кто такой Аркадий?
Т а т ь я н а. Аркадий – это Аркадий. Аркадий Андреевич Абайдуллин. Директор агентства.
К о н с т а н т и н. Какого агентства? Здесь нет никакого агентства.
Т а т ь я н а. Я знаю. Но месяц назад я была у него в агентстве. В главном офисе, на Фонтанке. Я честно за всё заплатила – мне назначили сегодняшний день, дали этот адрес, телефон для связи, вот визитка, читайте, я вчера звонила - мне подтвердили, что всё в порядке, меня будут ждать. Я пришла.
К о н с т а н т и н. А кто должен ждать?
Т а т ь я н а. Вы. Специалисты. Педагоги.
К о н с т а н т и н. Так вы сюда учиться пришли?
Т а т ь я н а. Не только учиться... Подождите, может быть, здесь есть какой-то другой вход?
К о н с т а н т и н. Нет. Только этот. (Про центральную дверь.) А это – театральный прокат, но там сейчас закрыто, нет никого, а здесь, вообще, музыкой занимаются. Вы ошиблись.
Т а т ь я н а. Нет, подождите... (Достает из сумочки мобильный телефон.) Можно, я от вас позвоню?
К о н с т а н т и н. Звоните.
Т а т ь я н а. Спасибо. (Набирает номер, сверяясь с визиткой.) Это точно Преображенская, пять?
К о н с т а н т и н. Точно.
Т а т ь я н а. «Вне зоны...» (Убирает телефон в сумочку.) Я чего-то не понимаю...
К о н с т а н т и н. Вариантов, на самом деле, два. Или вы что-то напутали...
Т а т ь я н а. Ничего я не напутала. Что я могла напутать? Смотрите сами – вот буклет – вот адрес главного офиса, телефон, вот ваш адрес, ваш телефон... Даже схема есть – вот стрелочка, ваш вход...
К о н с т а н т и н. Здесь вообще нет телефона...
Т а т ь я н а. Нет телефона?
К о н с т а н т и н. Нет. Здесь – подвал, андеграунд, подполье… (Изучает буклет.) Визаж, макияж, массаж... (Читает по дуге, вращая буклет.) «Школа петербургского флирта»?
Т а т ь я н а. Массаж - это дополнительная услуга. Так что же получается?
К о н с т а н т и н. Получается второй вариант. Обманули вас. Кинули на бабки.
Т а т ь я н а. Меня - что?
К о н с т а н т и н. Ну да. Сняли денег, дали фальшивый адрес, попросили придти через месяц... Конечно, кинули. Вы телек смотрите?
Т а т ь я н а. У меня нет…
К о н с т а н т и н. Сейчас это сплошь и рядом. Обещают устроить на работу или там познакомить с какими-нибудь сказочными барышнями, берут бабки вперёд... и кидают. Лохотрон.
Т а т ь я н а. И… И что мне делать?
К о н с т а н т и н. Не знаю. Аркадия вы точно больше не увидите, он где-нибудь на Кипре уже отдыхает. А бумажки эти ваши вообще ничего не стоят.
Т а т ь я н а. А вы не разыгрываете меня?
К о н с т а н т и н. А зачем мне?
Т а т ь я н а. Не знаю... Как-то всё это странно: а почему был указан именно этот адрес?
К о н с т а н т и н. А я-то откуда знаю?
Т а т ь я н а. Почему не какой-то другой?
К о н с т а н т и н. Наверное, мне повезло.
Т а т ь я н а. А откуда я могу знать, что вы не связаны с Аркадием?
К о н с т а н т и н. Да вы чего? Вы чего хотите?
Т а т ь я н а. Я заплатила деньги и хочу получить то, за что я эти деньги заплатила.
К о н с т а н т и н. А я-то здесь причём?
Т а т ь я н а. На худой конец – я хочу получить свои деньги назад. Я – обычный архивный работник и для меня это очень большая сумма. Я живу в коммуналке, у меня мама больная в Павловске, я долго откладывала на новый диван. Поверьте, для меня это было очень серьезным решением: отдать эти деньги.
К о н с т а н т и н. Я верю. Я вам, это, сочувствую.
Т а т ь я н а. Сегодня – очень важный день. Я так надеялась... Я так ждала... Я думала, что... Как же так? Это же нехорошо. Это очень нехорошо. Нельзя так поступать с людьми. Как так можно? Что мне делать теперь?
К о н с т а н т и н. Может, вам в милицию пойти?
Т а т ь я н а. Конечно, я пойду, напишу заявление, пусть ищут этого Аркадия, только сегодня-то мне что делать? Вы посмотрите, как я выгляжу. У меня через три часа самая важная в жизни встреча, а я здесь, в подвале, непонятно с кем, без копейки денег...
К о н с т а н т и н. Вот такая у нас страна...
Т а т ь я н а. Господи, да причём здесь страна? Год назад, вы понимаете, год тому назад мы условились устроить встречу выпускников. Мы двадцать лет не собирались!
К о н с т а н т и н. А зачем вы в брачное агентство-то пошли?
Т а т ь я н а. Да я бы не пошла... Зачем мне брачное агентство? Я пошла туда за другим. Я не нуждаюсь в услугах брачного агентства!
К о н с т а н т и н. А, понял... Визаж, макияж, флиртаж...
Т а т ь я н а низко опускает голову.
И вы за это отвалили пятьсот баксов?.. Вот гады. Сволочи.
Т а т ь я н а. Я им поверила. Такой милый, внимательный Аркадий. Шикарный офис, статуя Галатеи, кожаная мебель, кофе в фарфоровых чашечках... У меня даже мысли не возникло. Господи, какая же я дура! (Плачет.) За что мне всё это?
К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только давайте не будем здесь реветь! И так сыро… Может, я могу чем-то помочь?
Т а т ь я н а. Чем? Деньгами?
К о н с т а н т и н. Откуда у меня?
Т а т ь я н а. А чем?
К о н с т а н т и н. Ну, не знаю...
Т а т ь я н а медленно направляется к выходу.
К о н с т а н т и н (после того, как она почти скрылась). Вам платье красивое нужно?
Т а т ь я н а. Что?
К о н с т а н т и н. Платье красивое нужно? Ну… красивое платье…
Т а т ь я н а. И что?
К о н с т а н т и н. Здесь есть.
Т а т ь я н а. Где?
К о н с т а н т и н. Здесь. Я же говорю, здесь, вообще-то, прокат театральных костюмов. Тётка одна держит. Сначала в театрах разных работала, а теперь свой бизнес открыла. Просто у неё эта комната постоянно временно свободна, так мы репетируем здесь… Раз в сто лет… Короче, за этой дверью – все женские мечты, выбирайте, завтра вернёте.
Т а т ь я н а. Вы не шутите?
К о н с т а н т и н. Нет. Идите, смотрите. Ключа у меня, в принципе, нет... (Вынимает кусок фанеры из нижней части двери.) Но пару раз мы на выходные залезали туда. Делали пару концертов в её костюмах. Просто возвращали быстро, она и не замечала.
Т а т ь я н а. Театральные костюмы?
К о н с т а н т и н. Да вы поглядите... Там такие есть... Очень качественно сделано. Как для себя.
Т а т ь я н а. А это удобно?
К о н с т а н т и н. Идите, выбирайте. (Пропускает Т а т ь я н у внутрь.) Бесплатно.
Т а т ь я н а. Спасибо.
К о н с т а н т и н. Не за что. (Возвращается к барабанам.)
Г о л о с Т а т ь я н ы. Откуда здесь такие костюмы?!
К о н с т а н т и н. Я же говорю – что-то из театров… Что-то с «Ленфильма»! (Продолжает играть.) Подобрали что-нибудь?
Появляется Т а т ь я н а в старинном платье.
Сказочно. Подходит?
Т а т ь я н а. Это же настоящее...
К о н с т а н т и н. Нравится?
Т а т ь я н а. Ещё бы. Да вы знаете, чьё это платье? Изначально? Посмотрите, здесь написано. (Поворачивается к К о н с т а н т и н у спиной.) Застегните, кстати, там крючочки.
К о н с т а н т и н (читает, застёгивая платье). «О. Высотская».
Т а т ь я н а. Я уже благодарна Аркадию за нашу встречу. Вы делаете меня счастливой. Это просто выше моих ожиданий, я и подумать не могла...
К о н с т а н т и н. Вы Высоцкого так любите? Это родственница его, что ли?
Т а т ь я н а. Не Высоцкая, а Высотская. Актриса Александринского театра. У нее ещё был сын от Гумилёва. Орест.
К о н с т а н т и н. От Гумилёва? А Гумилёв... Гумилёв – это же муж Ахматовой!
Т а т ь я н а. Ну, это всем известно… Широко известный факт. Да, они были женаты. Какое-то время. От их брака тоже, кстати, родился сын, Лев. Они с Орестом потом очень дружили.
К о н с т а н т и н. Да вы всё про них знаете...
Т а т ь я н а. Я вам больше скажу – в моей жизни бывают моменты, когда меня в буквальном смысле спасает поэзия Серебряного века.
К о н с т а н т и н. Это как?
Т а т ь я н а. Я всегда ношу с собой маленький сборник. И когда мне становится плохо, я просто открываю его наугад и тыкаю пальцем. Вот так. (Показывает.) «На руке его много блестящих колец – Покорённых им девичьих нежных сердец...» Ой! (Смотрит на его руки.) Это прямо про вас!
К о н с т а н т и н. Интересно… У вас – стихи, у меня – музыка… Когда у меня депресняк - я радио включаю. (Включает радио.)
Р а д и о.
«…ты рад тому, что солнце взошло,
Если Бог - твой босс, а не босс - твой бог,
Если ты веришь людям, несмотря ни на что,
То я рад за тебя, потому что ты - лох!
Быть лохом - это не плохо,
Быть лохом - это не плохо…» («Быть лохом», Кирилл Комаров, 2008)
К о н с т а н т и н. А это – про вас.
Т а т ь я н а. Выключите, пожалуйста.
К о н с т а н т и н. Пожалуйста. (Выключает радио.)
Т а т ь я н а. Я никогда этого не пойму.
К о н с т а н т и н. Чего?
Т а т ь я н а. Это как же нужно относиться к окружающим тебя людям, чтобы так с ними поступать?
К о н с т а н т и н. Я же говорю: гады.
Т а т ь я н а. А вы – не гад, вы – хороший...
К о н с т а н т и н. Просто вы меня мало знаете...
Т а т ь я н а. Да-да, «На руке его много блестящих колец...»
К о н с т а н т и н. В общем, платье вам нравится?
Т а т ь я н а. Не просто нравится – я восхищена.
К о н с т а н т и н. Помог я вам хоть немного?
Т а т ь я н а. Не то слово. А скажите, я там видела коробки в углу – это что?
К о н с т а н т и н. Обувь.
Т а т ь я н а. Я так и подумала.
К о н с т а н т и н. Да, действительно, такое платье и кеды. Бестолково как-то… (Лезет в лаз.) У вас какой размер?
Т а т ь я н а. Тридцать шесть. (Ему вслед). Там справа, у окна, есть очень интересные туфли! И ещё я подумала, что прическу я сделать уже не успею, так, может, мне ещё какую-нибудь шляпку?..
К о н с т а н т и н (появляется в отверстии двери с коробкой в руках). Шляпку?
Т а т ь я н а. Это не обременительно?
К о н с т а н т и н. Только завтра всё должно быть на месте.
Т а т ь я н а. Клянусь.
Т а т ь я н а надевает туфли. Появляется К о н с т а н т и н с шляпкой, которую водружает на голову Т а т ь я н е.
Т а т ь я н а. Хорошо получилось?
К о н с т а н т и н. Вещь!
Т а т ь я н а. Правда? Красиво? А у вас есть зеркало?
К о н с т а н т и н. Блин! Только там. (Показывает на дверь.) Полезете?
Т а т ь я н а. Блин…
К о н с т а н т и н. Да как мужик вам говорю – отлично всё! А для встречи выпускников – просто отпад.
Т а т ь я н а использует музыкальную тарелку, как зеркало, вручив её К о н с т а н т и н у.
Т а т ь я н а. Платье самой Ольги Высотской! «И ты ушла, в простом и тёмном платье, Похожая на древнее распятье...» Это же про неё Гумилёв писал.
К о н с т а н т и н. Про это платье?
Т а т ь я н а. Думаете, про это?.. О-о, нет-нет-нет, нельзя его отдавать в прокат – какой ужас! это же историческая ценность! – могут испортить. Я, я куплю это платье! Я обязательно заплачу. Не сейчас, потом. Поймают этого Аркадия, вернут мне мои деньги – и я заплачу.
К о н с т а н т и н. Успокойтесь.
Т а т ь я н а. Почему?
К о н с т а н т и н. Потому что не поймают... У вас встреча когда?
Т а т ь я н а. В восемь.
К о н с т а н т и н. Успеете? Не опоздаете?
Т а т ь я н а. Ой!
К о н с т а н т и н. Что?
Т а т ь я н а. Зачем вы об этом спросили?
К о н с т а н т и н. А что?
Т а т ь я н а. Может, мне не идти?
К о н с т а н т и н. Как – не идти? У вас же важная встреча? Вы же год назад договаривались?
Т а т ь я н а. Я отчётливо понимаю, что я не готова.
К о н с т а н т и н. В смысле?
Т а т ь я н а. Не готова к встрече. Глупо, конечно, я понимаю... Я понадеялась на этого треклятого Аркадия. Он пообещал, что мне помогут... что меня подготовят...
К о н с т а н т и н. К чему?
Т а т ь я н а. Да к встрече же!
К о н с т а н т и н. Не врубаюсь.
Т а т ь я н а. Целую исповедь перед ним держала, всю себя наизнанку перед ним вывернула... (Собирается плакать.)
К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только без слёз! В чём проблема-то?
Т а т ь я н а. Здесь вы помочь мне не можете. Спасибо за чудесное платье. Я целых пять минут была в платье Ольги Высотской - вот мне и компенсация. Я сейчас всё вам верну и пойду домой.
К о н с т а н т и н. Дело ваше. Как хотите.
Т а т ь я н а. «Как хотите…» «Как хотите…» Я хочу, чтобы всё было хорошо... Ждала этого дня, как чуда какого-то... Так надеялась на эту встречу!
К о н с т а н т и н. Встреча, встреча, важная встреча! Я, конечно, не Аркадий, наизнанку выворачиваться не надо – просто скажите, в чём дело?
Т а т ь я н а. Дело в том, что там будет один человек... Очень важный для меня человек.
К о н с т а н т и н. Тоже выпускник?
Т а т ь я н а. Угу. Правда, он учился с нами только два последних года – девятый-десятый классы. А потом все разлетелись кто куда...
К о н с т а н т и н. Короче.
Т а т ь я н а. Короче, я ещё на выпускном хотела к нему подойти... Учились в одном классе и ни разу не разговаривали, представляете?.. Но не смогла. Даже посмотреть боялась в его сторону. И сейчас боюсь. Боюсь, что не смогу к нему подойти, не смогу заговорить...
К о н с т а н т и н. А чего с ним не так?
Т а т ь я н а. Это со мной что-то не так! Мне нужно раскрепоститься как-то!
К о н с т а н т и н. Может, просто накатить грамм сто перед встречей?
Т а т ь я н а. Не поможет. Я и в тот раз пробовала, для храбрости. Мне потом рассказывали, что сначала я хохотала, как безумная, а потом уснула в спортзале, на коне. Ну, на этом... (Показывает.)
К о н с т а н т и н. Я понял.
Пауза.
Что это вы на меня так смотрите?
Т а т ь я н а. Константин... Как по отчеству?
К о н с т а н т и н. Вениаминович.
Т а т ь я н а. Костенька! Вы так много для меня сделали... А главное – поддержали в трудную минуту. Все эти вещи – это просто необыкновенно! Я понимаю, что я вам, как снег на голову, но, может быть, у вас найдётся ещё полчасика для меня?
К о н с т а н т и н. М-м...
Т а т ь я н а. Просто побудьте им!
К о н с т а н т и н. Кем?
Т а т ь я н а. Им, Евгением. Его Евгений зовут. Понимаете? Татьяна… Евгений… Тоже ведь неслучайно. Я хочу на вас потренироваться. Простите - прорепетировать.
К о н с т а н т и н (со смехом). Ну, давайте... Прорепетируем.
Т а т ь я н а. Только не смейтесь надо мной.
К о н с т а н т и н. Постараюсь.
Т а т ь я н а. Пообещайте.
К о н с т а н т и н. Хорошо-хорошо. Быстрее начнём, быстрее закончим. Чего делать-то?
Т а т ь я н а. Так, встаньте здесь, пожалуйста. Я сейчас попробую к вам подойти и заговорить.
К о н с т а н т и н. А я тут пока, типа, шампанское пью.
Т а т ь я н а. Хорошо.
Пауза.
Нет, не могу. Мне что-то мешает. Вы не меня не смотрите! Я вам безразлична!
К о н с т а н т и н. А я и не должен смотреть. Там, на вечере, наверное, много разного народу будет...
Т а т ь я н а. Да, да, вы правы. Я как-то должна привлечь его внимание... Ну, подскажите же мне, у вас же наверняка такое было не раз! Пожалуйста!
К о н с т а н т и н. Было. Только девушки были другие.
Т а т ь я н а. Что значит - другие?
К о н с т а н т и н. Это не для вашей нежной психики.
Т а т ь я н а. Неважно. Сейчас это неважно. Что я должна делать, как себя вести?
К о н с т а н т и н. Ну, во-первых, для начала, надо просто попасться ему на глаза. Помаячить перед ним. Походить туда-сюда, что ли…
Т а т ь я н а. Так просто походить?
К о н с т а н т и н. Да вы съёженная какая-то... Не прячьте вы это дело. (Хлопает себя по заду.) Бразильские карнавалы когда-нибудь видели?
Т а т ь я н а. Ну, там-то уж совсем...
К о н с т а н т и н. Согласен. Сделайте сдержанный вариант. Питерский.
Т а т ь я н а пробует. К о н с т а н т и н смеется.
Т а т ь я н а. Плохо, да?
К о н с т а н т и н. Да нет, ничего, наука нехитрая. Вам просто это отрабатывать нужно.
Т а т ь я н а. Отвернитесь тогда.
К о н с т а н т и н. Я покурю пока.
Т а т ь я н а отрабатывает движение. К о н с т а н т и н курит.
Т а т ь я н а. А вот Николай Степанович - Гумилёв Николай Степанович – тоже папироски курил. У нас в архиве есть фотография двадцать первого года, где он с папироской. Рассказывают, что он даже смерть встретил с папироской в руке. А мама его так и не поверила, что он погиб. Она всем говорила, что он сбежал от чекистов и уехал на Мадагаскар.
К о н с т а н т и н. Да-а, на Мадагаскаре сейчас хорошо...
Т а т ь я н а. Хорошо… Хорошо…
К о н с т а н т и н поворачивается.
Т а т ь я н а. Вы взглянули, взглянули!
К о н с т а н т и н. Конечно, взглянул.
Т а т ь я н а. А это не слишком вульгарно?
К о н с т а н т и н. Я не знаю, как флиртовала госпожа Ахматова с господином Гумилёвым, но думаю, что где-то примерно так же.
Т а т ь я н а. Нет-нет, вы просто не в курсе, у них всё было гораздо сложнее... Ахматова потом вспоминала: «Я поджимала губы и разливала чай... А Николай Степанович усиленно флиртовал..."
К о н с т а н т и н. А усиленно – это не вульгарно?
Т а т ь я н а. Усиленно – это, скорее, напористо, активно. Николай Степанович всё-таки был интеллигентный человек. Гениальный поэт.
К о н с т а н т и н. Все мы - поэты... Вы просто мужиков плохо знаете. Так что с Евгением-то вашим? Закончили?
Т а т ь я н а. Нет-нет, что вы! Вот он взглянул на меня... и... и что?
К о н с т а н т и н. И – вперёд! Вы же с ним поговорить о чём-то хотели?
Т а т ь я н а. То есть, только он взглянул на меня, я сразу – к нему?
К о н с т а н т и н. Нет, глупо как-то...
Т а т ь я н а. Вот.
К о н с т а н т и н. Может, его пальцем поманить? Пусть сам подойдёт.
Т а т ь я н а. Нет, это же фамильярно…
К о н с т а н т и н. Блин, фамильярно, вульгарно... Чего вы так всё усложняете?
Т а т ь я н а. Хорошо. Как бы вы действовали на моем месте?
К о н с т а н т и н. Для начала я бы убил Аркадия.
Т а т ь я н а. Не напоминайте. Я сама убить его готова! Как я сразу не увидела, кто он такой? Сейчас вспоминаю – мурашки по коже! Это же скользкий тип! Сладенькая улыбочка, тёпленькие глазки, пришепётывание это...
К о н с т а н т и н. Пришепётывание?
Т а т ь я н а. Ну, он так разговаривает... (Демонстрирует.) «В «Школу петербургского флирта» мы перетащили лучших специалистов из «Института красоты»...»
К о н с т а н т и н. Ага.
Т а т ь я н а. Что, «ага»?
К о н с т а н т и н. Ничего. На чём мы остановились?
Т а т ь я н а. Как бы вы действовали на моём месте. Я – за Евгения.
К о н с т а н т и н. А я, значит, за Татьяну? Опера Чайковского, новый концепт.
Игра.
Евгений! Здравствуйте! Вы будете смеяться, но меня зовут Татьяна!
Т а т ь я н а. Я не буду так глупо себя вести.
К о н с т а н т и н. Я же не вы. Делайте сами.
Т а т ь я н а. Я так плохо выгляжу со стороны? Я смешная, нелепая, да?
К о н с т а н т и н. Бросьте комплексовать. Если вы любите человека, действительно любите, то вам никакие тренировки не нужны. Просто подойдите к нему, посмотрите в глаза и скажите, что думаете. И послушайте, что он вам скажет в ответ. Может, у него совсем другие планы на жизнь, а тут – вы со своим флиртом.
Т а т ь я н а. Я многое узнала про его сегодняшнюю жизнь: сейчас он директор крупного предприятия в разводе, от предыдущих браков у него двое детей, но это ничего, это даже хорошо, дети – это всегда хорошо… Он, видите, не прибился ни к кому, не нашёл свою половинку.
К о н с т а н т и н. А вы – это она?
Т а т ь я н а. Да. Думаю, да.
К о н с т а н т и н. Вы же ни разу с ним не разговаривали!
Т а т ь я н а. Я это чувствую. Давно чувствую. Я чувствую, что тогда, в тот день, упустила свой шанс... А совсем недавно я это очень остро почувствовала. Прямо кольнуло что-то. Я открыла свой сборник, ткнула пальцем и, знаете, что прочла?
К о н с т а н т и н. Не знаю.
Т а т ь я н а. «Ты выдумал меня. Такой на свете нет, Такой на свете быть не может...»
К о н с т а н т и н. И что?
Т а т ь я н а. Не понимаете?
К о н с т а н т и н. Нет.
Т а т ь я н а. Так я же есть!
К о н с т а н т и н. А-а...
Т а т ь я н а. И сегодня он об этом должен узнать. Всё! Я решила. Не будем терять времени. Допустим, он уже обратил на меня внимание. Я подхожу к нему...
К о н с т а н т и н. Только не так быстро.
Т а т ь я н а. Да-да, не так быстро... Я подхожу к нему... Подхожу... Подошла...
К о н с т а н т и н. Ну?!
Т а т ь я н а. И говорю. Говорю... И отхожу...
К о н с т а н т и н. Слушайте, блин...
Т а т ь я н а. Нет-нет, не говорите ничего, ничего не хочу слышать. Дайте мне пару минут собраться с мыслями.
К о н с т а н т и н. Ладно, я тоже не хочу времени терять… Можно мне пока вашу книжку?
Т а т ь я н а. Пожалуйста-пожалуйста...
К о н с т а н т и н (листает сборник). О! Прикольный текст. (Взяв гитару, берет немыслимый аккорд и очень низко поёт.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Господи, что вы делаете?!
К о н с т а н т и н. А что?
Т а т ь я н а. Это же нежные стихи.
К о н с т а н т и н. Нежнятина? Сопли с сахаром? (Пробует другой аккорд.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Какой кошмар… Вы не знаете, вы не понимаете… Это стихи влюбленной девочки. Ахматовой было тогда всего шестнадцать лет. Это очень личные стихи из очень личного письма, которое сохранилось просто чудом! У нее даже не было уверенности, что он его прочтёт…
К о н с т а н т и н. Кто? Гумилев?
Т а т ь я н а. Нет. Другой человек. Очень важный для нее человек.
К о н с т а н т и н. А так? (Ещё аккорд.) «Я умею любить…»
Т а т ь я н а. Нет-нет, не так, не так, только не так… (Читает.)
Я умею любить.
Умею покорной и нежною быть.
Умею заглядывать в очи с улыбкой
Манящей, призывной и зыбкой.
И гибкий мой стан так воздушен и строен,
И нежит кудрей аромат.
О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен
И негой объят...
К о н с т а н т и н подыгрывает чтению Т а т ь я н ы (тема из «Stairway To Heaven» («Led Zeppelin»))
Я умею любить. Я обманно-стыдлива.
Я так робко-нежна и всегда молчалива.
Только очи мои говорят.
Они ясны и чисты,
Так прозрачно-лучисты.
Они счастье сулят.
И в устах моих - алая нега.
Грудь белее нагорного снега.
Голос - лепет лазоревых струй.
Я умею любить. Тебя ждет поцелуй. («Я умею любить...», Ахматова, 1906)
Пауза. К о н с т а н т и н и Т а т ь я н а смотрят друг на друга.
Т а т ь я н а. Да! Да! Я всё поняла. Я знаю, что надо делать!
К о н с т а н т и н. Отлично!
Т а т ь я н а. Встаньте на своё место, пожалуйста.
К о н с т а н т и н. Пожалуйста.
Т а т ь я н а. В общем, я вхожу, вижу его...
К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью...
Т а т ь я н а стремительным шагом подходит к К о н с т а н т и н у и крепко целует его.
К о н с т а н т и н. Что это было?
Т а т ь я н а. И не надо никаких слов, правда? И так всё понятно. Понятно?
К о н с т а н т и н. Понятно. И неожиданно.
Т а т ь я н а. Именно – неожиданно!
К о н с т а н т и н. Сильный ход. Без всякой предварительной фигни – в губы! – значит, люблю.
Т а т ь я н а. Подействует?
К о н с т а н т и н. Надо закрепить. Давайте ещё раз.
Т а т ь я н а. Зачем?
К о н с т а н т и н. Давайте-давайте. Это надо отработать. Сделал раз – сумей повторить. Сможете?
Т а т ь я н а. Вставайте на место.
К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью.
Т а т ь я н а. Так, вхожу, вижу... (Колеблется.)
К о н с т а н т и н. Он чувствует взгляд, роняет бокал... (Стремительным шагом подходит к Татьяне.)
Долгий поцелуй. К о н с т а н т и н отходит к барабанам и пускается в очередное соло. Закончив его, достает из-за барабанов два мотоциклетных шлема и подходит с ними к Т а т ь я н е.
К о н с т а н т и н. Если ты меня ещё раз поцелуешь – я отвезу тебя на этот твой вечер выпускников на сказочном мотоцикле.
Т а т ь я н а. Костя...
К о н с т а н т и н. Что?
Т а т ь я н а. Где ваш мотоцикл?
К о н е ц п е р в о г о д е й с т в и я.