Памяти Анненского. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Памяти Анненского. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 29 июн 2010, 22:04

Ссылка на статью: Памяти Анненского. Николай Гумилёв.


Памяти Анненского К таким нежданным
Над этим стихотвороением заставляют задуматься несколько противоречий. Сформулируем их виде вопросов.
1. Какое отношение к Анненскому имеет женщина, которая "и снова плачет и поёт"?
2. Пользовался ли анненский "еле слышными духами"?
3. Был ли у него "нежный и зловещий голос"?
4. Был ли у него на шкафу Эврипид? Был. Но почему он "слепил горящие глаза" гостя?
5. Есть ли у него стихи, в которых "плакала какая-то обида"? А если и есть, то с какой стати с них начинать разговор?
6. Почему голос музы назван жалким, если это его голос? И о каких шлюзах говорится в этом же предложении? Ответ см. далее, потом: ("Разговор", "Душа и тело" помогут понять)
7 "Сини дали" - это в тумане-то?
Предположим, что это - женщина, любившая Анненского при жизни, и теперь, полубезумная от горя, мечется по парку, в прохожем ей мерещится он. Тогда, почему, рассмотрев его, она не скажет прямо: "Ах, не тот!", а ей только это ЧУВСТВУЕТСЯ?
Лемма. "Десятком фраз, пленительных и странных, как бы случайно обронённых, вбрасывать в пространство БЕЗЫМЯННЫХ мечтаний" влюблённых в них мужчин - свойственно именно женщинам.
И я уверен, если перечитывать это стихотворение, имея в виду, что "Анненский" - это только символ, слово-обозначение, - оно будет нравиться всё больше и больше, и в конце концов оно будет наносить душе неисцелимые раны. Единственное усилие, которое придётся сделать - это простить Автора за смелость, с которой он обращается с именем своего кумира. Это легко сделать, если вспомнить, что мужчина - это всего лишь половина, и ради того, чтоб соединиться со второй половиной, он ИДЁТ на всё, вплоть до риска оскорбить имя Анненского, тем более, что оскорбления тут никакого нет, да и 99,9% читателей этого стихотворения п о д л о г а не замечают, и очень довольны, хвалят автора за певучий дифирамб.
В этом предположении снимаются все противоречия, вплоть до "последней музы": её голос жалок, и она одинока, потому что это про НЕЁ, она ведь тоже поэт, к тому же нам только что сказали, что ОНА и плачет, и поёт, а впереди стоит союз "и".
"В тумане светит мрамор плит" - напоминание о похоронённом чувстве.

Вернуться в «Комментарии»