Товарищ. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Товарищ. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 22 июн 2010, 19:50

Ссылка на статью: Товарищ. Николай Гумилёв.


ТОВАРИЩ

Это первое стихотворение, о котором мне захотелось высказаться. Поэтому прошу отнестись снисходительно к форме, стилю и глубине освещения в этой заметке. Она является, скорее, эмоциональным откликом («взрыв восхищения!»), чем строгим научным анализом.
Вот что я писал своему другу, Валерию Липскому (он мне не ответил, хотя мы с тех пор встречались неоднократно, я даже у него жил зимой 1998\1999 года. Может, найдётся, кто захочет ответить: возразить, осудить, поддержать, развить, продолжить или что-либо ещё?) 3 августа 1997г. :


1 «Чьею властью вытоптан был наш дикий сад?» - почему же он так дорожит садом, если сад был дикий, неухоженный, как бы ничей, заброшенный (а именно этот смысл имеет слово «дикий» в применении к слову «сад»)?

2 Почему сад был вытоптан не ногами, не сапогами, не полчищами, то есть, не делом, а ВЛАСТЬЮ? - Потому что, когда топчут по приказу, по заданию, то тогда должен применяться предлог «по», а слово «властью» без предлога означает «от имени», то есть, тот, кто топтал, топтал вроде бы по своей воле, но в духе того, кто над всем этим властвует.

3 Если допустить, что ключевыми являются слова: «Что случилось? -ТЁМНОЙ страстью товарищ ДИВНЫЙ был объят», то ВСЁ описываемое приобретает совершенно иной смысл. И КАЖДАЯ мелочь, каждая деталь в описании как до, так и после случившегося становится настолько рельефной, выпуклой, осязаемой, что кажется, и я там был, но только не смог рассказать об этом так живо.

Именно о таких стихотворениях Гумилёв писал: «... его стихи мучат, они наносят душе НЕИСЦЕЛИМЫЕ РАНЫ, и против них надо бороться заклинаниями времен и пространства... и тот, кто, прочитав это стихотворение, забудет о вечной, девственной свежести мира, поверит, что есть только мука, пусть кажущаяся музыкой (это - об Анненском), - тот погиб, тот отравлен».

И тогда слово «дикий» приобретает смысл: «природный, ЕЩЁ не испорченный человеком (некоторые любят в этом месте пользоваться словом Сатана), первозданный, то есть, Сад Эдема». А вопрос о власти оказывается чисто риторическим, в нём попросту спрашивается: «Как Бог мог допустить такое?»

«... мёртвый страх...» - ясно, что слово «мёртвый» непосредственно к слову «страх» относиться не может. Следовательно, его следует понимать в переносном, символическом смысле, как страх чего-то такого, что бывает или может стать мёртвым, мертвящим.

Лук и сети - средства Амура и Посейдона.

Багряный плащ - красивые одежды.
или
"На плечах багряный плащ"
Багряные одежды - это атрибут царственных, венценосных особ. Венценосных, то есть, побывавших под венцом, обвенчанных, то есть, находящихся в супружестве. (См. "Ненужные строфы" И.Ф. Анненского)

Примечание. Символизм слов «смерть», «волны» и многих других раскрывается постепенно, по мере знакомства читателя с творчеством Гумилёва, но существенную помощь начинающим может оказать сводная таблица символов, помещённая в Приложении.

С тех пор многие символы-обозначения, применённые Гумилёвым в этом стихотворении, прояснились настолько (встречая их в других произведениях находим тот же смысл!), что я осмелюсь дать их расшифровку.

Ловчий - в дальнейшем Гумилёв стал пользоваться близким по смыслу словом «охота», или «весёлая охота», или «потеха». В каждом из них подразумевается охота на (нового) полового партнёра, привлечение его, короче, те действия, о результатах которых говорят: «Соблазнил.» Или «Соблазнила».

«В смуглых ладонях». Каким бы тёмным ни был цвет кожи, даже у чёрных-чёрных негров - ладони остаются белыми. «Белыми людьми» Гумилёв называет людей с возвышенными душами, людей, освоивших духовные достижения человечества за последние две-три тысячи лет. А «чёрными» - людей, находящихся на низших ступенях нравственного развития. «Смуглые» - это те, кто лишь ЧАСТИЧНО приобщился к духовным ценностям. Например, см. «Открытие Америки»: «(адмирал) гонит (не) под копьё СМУГЛЫМ пикадорам.» Весьма показательно в этом отношении: Ахматова всегда называла свою Музу смуглой. Смуглой, поскольку Ахматова (ранняя) - певец пещерных представлений о любви.


Фрагмент
"Меч твой, вносивший гибель всюду." - Из-за неё все мужчины забывали своих любимых, изменяли им. Есть свидетельства и самой Ахматовой: "Прости меня, мальчик весёлый, что я принесла тебе смерть...", "Я гибель накликала милым..." и т.д.
"Меч твой, вносивший гибель всюду.." - Такими словами можно бы описывать поведение воина в сражении, а не охотника, занимающегося ловлей.


Комментарии к строфе про волка опустим, чтобы никого не обидеть. Со временем внимательному читателю всё станет ясно и без моих подсказок.
Однако, на некоторые моменты следует обратить внимание.
"Я играл на лире, а он подвывал" - Вопрос о том, кто у кого перенимал (пользовался найденными у него) обозначениями, и чьи стихи были менее страстными - для меня, например, остаётся открытым.
"С нами в мире вместе..." - он тогда ещё не предпринимал никаких АКТИВНЫХ действий, направленных на разрушение их семьи.
"...вместе с нами спал" - спал, значит, "видел сны". То есть, мечтал о том же самом.

Вернуться в «Комментарии»