Мужик. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Мужик. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 07 фев 2010, 12:49

Ссылка на статью: Мужик. Николай Гумилёв.



МУЖИК

На пределе эмиоционального напряжения - высказывание о крестах - целая строфа! - и это о Распутине? Нет. Крест - символ Бога, то есть, любви. И строфа эта свидетельствует о том, что совершено кощунственное преступление против любви. Кого же так осуждает Гумилёв? Мужика или царицу? Мужик - один из многих (это подчёркивается в стихотворении). И у них одна забота - соблазнять. А царица - одна. По-видимому в том, что она поддалась "обворожению" и заключается её вина.
Осталось выяснить, кто же выведен здесь под масками царицы и мужика.



"НЕОБОЗРИМОЙ". Хорошо называть Русь необозримой при описании, как ты её любишь, или какие у неё горы или леса, или как на неё напали враги, НО в связи с проделками какого-то Гришки Распутина называть Русь необозримой - неуместно. (Это обстоятельство подметила даже Марина Цветаева в своём Эссе). Это выглядит как некая ирония или шутка, то есть подталкивает к пониманию, что здесь - иносказание (потому что Русь на самом деле необозримая). Во многих местах Гумилёв обозначает словом Русь себя самого и своих самых близких родственников (прежде всего, жену) . В таком случае, "царица" - здесь это глава семьи, то есть, Николай Степанович Гумилёв. И вот, он поддался "обворожению" некоего мужика. Биографы Гумилёва смогут когда-нибудь установить, кого из своих знакомых обозначил Гумилёв Мужиком. Среди довольно большого числа молодых женщин, с которыми он дружил ("У Гумилёва был роман с ....." пишут об этом биографы.), начиная с Елизаветы Дмитриевой, Ольги Высотской, Ольги Гильдебрант-Арбениной (сестра Бальмонта) {с которыми разрыв Гумилёва зафиксирован биографами}{ Лариса Рейснер, по некоторым данным, в этот список не входит. Если кто заинтересуется, могу ответить, почему.} - есть одна девушка, Ольга Мочалова, с которой он познакомился в Массандре, находясь на излечении, и по свидетельствам которой, он её, действительно, полюбил.
В стихотворении "Мужик" она названа сиротой, что соответствует исторической правде.
Стхтв. "Мужик" написано в марте 1917, а встречался Гумилёв с Мочаловой летом 1916 года, то есть, прошло более полугода, что свидетельствует о том, насколько крепко засело в него это чувство.


Весьма распространённый приём (антифразис): пользоваться словами, придавая им противоположный обычному смысл. Эта операция при прочтении расшифровывается легче, чем расширение смысла, чем сужение смысла, чем перенос смысла - на которых и основана вся поэзия (не только Гумилёва!)

Описание пути мужика и откуда он вышел следует понимать в противоположном смысле, так же, как и описание кабака, драк и прочего, с чем она к нему пришла.
"У оловянной реки". Оловянная река - это та река, которая не течёт, в которой вода СТОИТ, то есть, море (Чёрное, у Массандровских берегов).

"Сыростью пахнет и гадом возле мелеющих рек". В этой строфе Гумилёв признаётся, что слабеет его чувство к законной жене (а её отношение к нему было настолько шатким, расплывчатым, неопределённым (при его жизни), что говорить о её любви можно только с 1936 года) и даёт негативную оценку своему поведению.
"Пахнет сыростью" - это уже почти эротика (он её поцеловал всего один раз, при прощании).


"Православные" - этим словом Гумилёв обозначает всех, для кого Любовь - это Бог (включая поборников чистоты нравов). Например, в стхтв. "Ольга":
"Все забыл я, что помнил ране, православные имена":
Имена не подразделяются на православные и имена других вероисповеданий.

Приложение. Из "Мандельштам-ства".
Спросите у О.Э. Мандельштама, какая измена более реальна, более влияет на жизнь человека: В стихах, то есть, в мыслях, - или в объятиях, то есть, измена тела?


P.S. Полным контрастом этому стихотворению является стихотворение "На острове" ("Стансы"), в котором Гумилёв описывает свои ощущения от близости с девушкой "дивной красоты". Там его речь звучит как оправдательный акт: даже обнимая её, я не смог изменить тебе.


Образ "мелеющих рек" проник и в творчество Ивана Полувекова. Не желающие захламлять своё внимание посторонними писаниями могут это пропустить:

237 ВАЛЬС ПОД СОСНАМИ 9.36

Валится, валится шляпа на глаз,
Катится мой тарантас.
Ну и дороги - Проклятье! - у нас!
Сто лошадей бы - как раз!

Стой! Что случилось с глазом вторым?
Его не окутал дым?
Попали в него, может, крошки коры?
Или устал от пальбы?

Ах, все придут в умиленье,
Узнав его судьбу:
Повторное солцетрясенье -
Не розы в райском саду!

Перед заброшенным лесом и за
Много чудес в пыли.
Вот бы их всех на шнурок нанизать
И фейерверком спалить!

Под человеческим взглядом,
Суровым, мелеют реки.
Ромео с Джульеттой - рядом,
Скреплённые навеки.
14 фев 04



С непривычки читать Полувекова трудно. Некоторую помощь могут оказать комментарии, то есть мысли, соображения, приходящие на ум при чтении этого стихотворения.



"Заброшенный лес". Заброшенных лесов не бывает, потому что забросить можно только то, что сделано ( или хотя бы ухожено ) человеком: сад, поле, дорогу, жилище... Однако, уже давно принято ( возможно, только в узких кругах ) называть деревом человека, обладающего ярко выраженными свойствами ( позволяющими идентифицировать его хотя бы как дерево, ведь свойства деревьев известны всем! ), а лесом - скопление людей ( метафорически ).
Кора - часть дерева. Крошки коры - то есть, совсем уж
незначительная часть человека. И если сад или поле может забросить человек, которому они принадлежат, то кто же может забросить скопление людей? Люди -то чьи? Бога. Значит, это - Богом забытое скопление людей, то есть, город ( уже давно города принято называть " язвами на лице земли ").
"Пальба" - сражения, точнее, даже не сражения, а борьба с соперником за свою половину. Со времён Гумилева войной называется столкновение душ, принципов, самолюбий, личностей.
"Доро`гой" принято называть жизненный путь.
"Тарантас" - со времен древнеиндийского Эпоса - тело человека.
"Лошади" - люди, выполняющие работу. В этой фразе содержится непрямое высказывание о том, что человек ничего не может один.
"Фейерверком" - развенчивание чуда обычно производит громкий эффект, выглядит эффектно.
"Нанизать" , следовательно, речь идёт об очень похожих друг на друга, почти одинаковых чудесах ( в отличие от семи ( и даже более ) Чудес Света, которые все разные ). Причём, речь идёт о чём - то вещественном, ибо такое чудо, например, как с тремя святыми, брошенными в огонь ( и они не сгорали ) есть ДЕЙСТВИЕ, и его уж не нанижешь. И наконец "их всех", то есть речь идёт об одушевлённых предметах ( о неодушевленных говорят: "их все") ( в винительном падеже ). Остаётся заметить, что "в пыли" сказано вместо "в грязи", чтоб не резало ухо, и будет ясен секрет: это - партнёры, случайные, половые. А называются чудом, потому что это НЕ СВОЙСТВЕННО настоящему человеку.
А насчёт числа глаз тут такая параллель: Говорят о третьем глазе у тех, кто " видит всё ( и всех ) насквозь". Значит, второй глаз нужен для обычного, трезвого, ясного ви`дения. Одним глазом много не разглядишь (отсутствие второго глаза есть как бы частичное затмение ).
"Белый человек" у Гумилёва значит обычно ( в отличие от "черных" - негров, карликов...знакомых только с самыми примитивными правилами, принципами общежития) человек, руководствующийся или хотя бы только знакомый с последними достижениями культуры ( ну, хотя бы за последние три-четыре тысячи лет ). Иногда для этой цели используется слово "европеец".
"Река" - упорядоченное, организованное течение воды, скованное берегами. Обычно упорядоченность в эротические отношения вносит именно создание семьи.
"Скреплённые" - значит, они "навеки рядом" не своей волей, не своей властью, а промыслом свыше. Кто же их скрепил?
Ответ очевиден: конечно, он, великий
выдумщик, Шекспир, точнее, так гласит легенда..
22:38 23.07.07

Вернуться в «Комментарии»