Попугай. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Попугай. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 07 фев 2010, 12:18

Ссылка на статью: Попугай. Николай Гумилёв.
Теперь, через 14 лет бессилия перед этим стихотворением, я снова берусь за его анализ, подталкиваемый частыми обсуждениями его с моими друзьями. Но никаких доказательств, оснований (таких. как принято в академическом литературоведении), и подтверждений - у моих предположений нет. Они остаются "голыми предположениями". То есть, их ценность только в том, что они ПОСТАВЛЯЮТ настоящим исследователям материал, который нужно подтверждать, доказывать, обосновывать (как любую ГИПОТЕЗУ).

1. С чего стихотворение начинается, тем и кончается: В начале говорится, кто я; а в конце говорится, к чему я стремлюсь. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, между ними - уточнение, разъяснение, почему так получилось, показана связь между началом и концом стихотворения.
2. "Я - попугай". За КЕМ же он повторяет, и ЧТО повторяет? Следуя заверениям Гумилёва (Он говорил Ане: "В жизни меня интересует только то, что имеет отношение к тебе"), можно предположить, что здесь речь идёт о нашёптывании признаний, которые Аня Горенко уже слышала от принца из "У самого моря".
3. " С Антильских островов" - действительно, нашёптывал он их ей, разумеется, уединившись с нею.
4. "Антильских" - очень далёких, и окружённых только морем. Кроме таких, бывают и острова, находящиеся недалеко от берега, например, на реке.
5. "Кашель старика" (как одно из обстоятельств, окружающих его ТЕПЕРЬ, в настоящее время) -
"Кашель" - 1. Покашливание обычно издают люди, желающие обратить на себя внимание, когда их не замечают.
2. Кашляет обычно не здоровый человек, а больной, то есть "больной любовью" (По Анненскому. "Больной" - у Анненского в стхтв. "Дымы" есть "НЕДУГ". См. также Анна Ахматова, "Бесшумно ходили по дому,...")
"Старика" - общеизвестно, что молодые люди любят обращаться к своему другу "старик". А тут, кроме этого, ещё и дело было давно.
6. "Маг" - по-видимому, это Аня Горенко, которая околдовала его.
"Бумага" - она, всё-таки, пишет стихи.
"Глобусы" - а он путешествует по миру.
"Реторты" - в химической, а в основном, в алхимической лаборатории - инструмент для ПРЕВРАЩЕНИЯ одного (прежнего) в другое (НОВОЕ).

Приложение.
О том, что это слово уже проникло в поэзию, свидетельствует стихотворение И. Полувекова

150 6.13

НОЧЬ ПРИХОДИТ БЕЗ СТУКА


Весёлый дурман заблудился под вечер.
А может быть, это была уже ночь?
Прихода которой никто не заметил,
Зажмурясь от испепеляющих звёзд?

Весёлый дурман, как алхимик в реторте,
Из меди и дерева злато творит,
Сплавляет и то, что ещё не растёрто:
Мечты и желанья мои - и твои.

Не ринусь вспять, чтоб трубы в тучах пели!
За то мне огненной не избежать купели.

Ужель пьянят равно
Шальное сердце и вино?!

1О июня 97

Это стихотворение написано под впечатлением от стихотворения "У цыган" Гумилёва и сохранило многие его черты. (Но
можно расматривать и как шарж, карикатуру на него, поскольку тягаться с Гумилёвым по КАЧЕСТВУ стихов - вряд ли кто сможет).

"Но в час ............. голосов" - Очевидно, что никто из посторонних не вмешивался в беседы Николая с Аней,
так что этими словами описывается ОДНО обстоятельство: Проклятия Ани (ЭТОГО она не отрицает) звучали в вихре ДВУХ голосов. Кроме того, рассказ о проклятиях начинается с противительного союза "НО". То есть:
"ХОТЬ я и живу, околдованный магом, НО всё-таки мы иногда ссоримся"

"Я сражаюсь с призраками сов" -- О чём же они спорят? Оказывается, Аня до сих пор находится в плену у призраков. О каких
"совах" здесь идёт речь - пока не получило толкования.
"Призраками" - призраком называется то, что воскрешено насильственно, а на самом деле его давно уже не существует.

7. Теперь мы можем присмотреться к самой трудной (для понимания) фразе стихотворения, из-за которой, собственно, и затормозилась работа над ним.

"...и вотще стремлюсь забыть, что тайна некрасива".

Можно исходить из предположения, что здесь речь идёт не о "тайнах вообще", а о тайне, имеющей непосредственное отношение к автору (так как ВСЁ стихотворение написано в ключе "Я -..., Я -..., Я -...") - либо он что-то скрывает, либо от него что-то скрывают. Тут самое время предоставить слово БИОГРАФАМ Гумилёва. Но они молчат (об этом). Им гораздо важнее исследовать участие Гумилёва в войне и других общеизвестных общественных явлениях. Поэтому, не желая проявлять навязчивость, предоставим слово читателям, которые все, в той или иной мере, являются экспертами по биографии Гумилёва.


Дополнение.
"Солнце" - яркие, светлые, жизнеопределяющие события или обстоятельства.
"Залив" - часть "моря", в которой отсутствуют бури, в которой преобладает спокойное течение жизни.

Приложение. В комментарии от 5 августа 1997 года (который в значительной степени ПРЕОДОЛЁН, признан неудовлетворительным), я писал:
...Получается громоздкая конструкция:
Тайна - это некое несоответствие между тем, что видно, и тем, что лежит в основе.

Тело живёт в квадратной келье, а душа - на корабле в тиши залива, в лицезрении солнца. (Надеюсь, уже излишне напоминать, символами чего являются "солнце", "тишь залива", "корабль"...)
"Но я живу..." - В этом "но" -ВСЁ! Тем самым признаётся, что "Я" - идентифицируется с попугаем-душой, кораблём, а не с попугаем-телом, кельей, в которую ходят распутники в раззолоченных плащах. Кстати, этот образ, по-видимому, означает КРАСАВИЦУ (?), не стремящуюся скрыть свои красоты, а наоборот, пользующуюся достижениями цивилизации для их демонстрации.

"Стремлюсь забыть, что..." - значит, хотелось бы оставить это положение как есть, раз уж оно существует. Но что-то не оставляет в покое, напоминает: так - нехорошо, некрасиво. То есть, его (?) состояние души находится в тайне - не было высказано.

Фрагмент от 9 февр.2010:

Стихотворение разделено на две части, различающиеся по нескольким ОСНОВНЫМ параметрам:
* По форме. Строфы по 4 или по 3 строки.
* По содержанию. В первой описываются келья и что происходит в келье, а во второй - затруднения автора, связанные с одним, определённым обстоятельством.
* По отношению автора к описываемому.


Первая часть охарактеризована, точнее, отношение к ней автора выражается словом "Пусть!", то есть: Хоть это и тяжело, но всё-таки это можно перенести, вытерпеть, как-то с этим жить, как-то бороться ("Ерошат перья.....сражаюсь...").

На втором месте по сложности стоит фраза "Едва случится то-то - я вспоминаю, мне грезится то-то". И расшифровать её смысл можно, только совершив несколько шагов, причём, каждый следующий шаг можно сделать, только находясь во всеоружии результатов предыдущего шага.
1. Такое, казалось бы, случайное, эпизодическое обстоятельство, введённое словами в будущем времени ( в русском языке будущее время применяется также и для описания ПОВТОРЯЮЩИХСЯ явлений) - "войдёт", "гадать", "о картах ИЛЬ о милой" - не должно отпугивать читателей, интересующихся ЖИЗНЬЮ Гумилёва. КОНКРЕТНОСТЬ описаний у всех акмеистов - абсолютна; нет ни одного лишнего слова. ВСЁ - только о себе (Естественно, человек - мыслящее существо, и живёт не в вакууме, а в обществе ещё нескольких лиц, так что, "о себе" - значит "обо всех ЛИНИЯХ СВЯЗИ меня с внешним
миром").
2. Непосредственное отношение к Гумилёву имеют не только "распутник", "залив", "корабль", "солнце"..., но и обстоятельства, изложенные в первой части (как было показано выше).
3. "Вспоминаю", "грезится" - такими словами обычно описывается то дорогое, что УШЛО в прошлое.
"Едва случится - ...." этими словами подчёркивается, что "распутник" здесь не случайная фигура, а имеет отношение к описываемому.
"Войдёт - мне грезится, я вспоминаю. я стремлюсь..." - такое построение оборота свидетельствует о том, что именно этот распутник и является причиной, почему "солнце" ушло в прошлое.
4. Конкретность описания распутника была бы неполной, если в его фигуре не видеть одного конкретного человека с "коротким звонким именем".
5. "Войдёт под этот свод унылый" = вклинится в общество Гумилёв-Ахматова, и без того неуравновешенное, неустойчивое, не достигшее стабильности.
6. Различное отношение автора к описываемым частям подчёркивается ДВОЙНЫМ "Пусть!", второе из которых дополнительно усилено восклицательным знаком!

PS. Наконец-то я ставлю точку в комментариях к этому стихотворению.
"...и вотще стремлюсь забыть, что тайна некрасива".
Здесь имеется в виду НЕ, что тайны бывают, оказываются, случаются, становятся некрасивы, а что ИМЕННО ЭТА ТАЙНА НЕКРАСИВА. Гумилёв не объясняет нам, о какой тайне идёт речь. Мы можем только догадываться, что исходя из всего содержания стихотворения подразумевается тайна, о которой Аня Горенко не любит распространяться перед Гумилёвым - о том, как "этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли". И тогда приобретают ясный, отчётливый, правильный смысл слова "вотще стремлюсь забыть, что некрасива", которые при прочтении в первом смысле топорщатся и никак не увязываются друг с другом.

P.S.
"Войдёт" - совсем не обязательно ЛИЧНОЕ присутствие Блока у Ахматовой. Достаточно ей ЧИТАТЬ его стихи (которые как раз и называются "РАЗЗОЛОЧЕННЫМ плащом" из-за столь высокой оценки, даваемой им публикой) - и он ВХОДИТ в её сознание (называемое здесь "свод унылый").

Вернуться в «Комментарии»