Пьяный дервиш. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Пьяный дервиш. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 14 окт 2009, 09:18

Ссылка на статью: Пьяный дервиш. Николай Гумилёв.
ФРАГМЕНТ
«Камень чёрный, камень белый, много выпил я вина»
Какую роль в предложении играют первые четыре слова?
Что это, продолжение перечисления (после кипарисов, соловьёв и луны)?
Или это обращение (молятся же мусульмане на Чёрный Камень!)?
Оба эти предположения выглядят беспомощно и не помогают увязать эти четыре слова с текстом стихотворения. Предложим третий:

Это - приложение к подлежащему «Я», введённое для уточнения, конкретизации этого я, характеризующее его с необходимой и достаточной полнотой для понимания ситуации, в которой находится описываемое «Я»:
Я, камень чёрный, я, камень белый, выпил много вина.

Камень – этим словом обозначается человек, играющий ведущую роль в описываемой ситуации (В любом стихотворении! напрмер, "Всадник". А если этот человек слишком укрепился в своём положении, и его просто так ногой не отшвырнёшь – то его называют ГОРОЙ («В пути», "Сахара"), а если он ещё и представляет опасность - то про него говорят «ГОРЫ» (по горам ходить опасно!) («Норвежские горы»).) {Тему "Горы" замечательно развил Высоцкий}

Чёрный - примитивный, находящийся на низших ступенях морального развития.
Белый - усвоивший основные достижения человеческого духа.

Камень чёрный, камень белый... - Бессоюзное соединение однородных членов предложения (или предложений) подчёркивает ОСОБОЕ отношение говорящего. В данном случае,вероятно, подчёркивается, что разница между тем и другим случаем не так уж велика: вино опьяняет, но не приносит удовлетворения.

Вернуться в «Комментарии»