Помпей у пиратов. Николай Гумилёв.

Комменарии, замечания и пр. к стихотворениям, статьям и пр. на сайте gumilev.ru
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Помпей у пиратов. Николай Гумилёв.

Сообщение ИванПолувеков » 05 окт 2009, 11:46

Ссылка на статью: Помпей у пиратов. Николай Гумилёв.

(Из письма в Фонтанный Дом 16 февраля 2006 года)
Уточнение
И хотя я и утверждал, что Ахматова отождествляла себя
("только как же могло случиться, что ОДНА Я ИЗ НИХ..."),
вписывалась ("все мы бражники здесь, блудницы...), подчинилась
обществу "Бродячей Собаки" {Это артистическое кабаре находилось в ПОДВАЛЕ}, это не совсем точно. Имеются
свидетельства, подтверждающие прямо противоположное:

От кормы, изукрашенной красным,
Дорогие плывут ароматы
В ТРЮМ, где скрылись в волненьи опасном
С угрожающим видом пираты.
С затаенною злобой боязни
Говорят, то храбрясь, то бледнея,
И вполголоса требуют казни,
Головы молодого Помпея.
Сколько дней они служат рабами
То покорно, то с гневом напрасным,
И не смеют бродить под шатрами
На корме, изукрашенной красным.
(не разукрашенной, а изукрашенной! А можно сказать и так:
Дом - пестрей комедьянтской фуры)
Слышен зов. Это голос Помпея,
Окруженного стаей голубок.
(действительно, от поклонников у неё отбою не было)
Он кричит:"Эй, собаки, живее!
Где вино? Высыхает мой кубок"
И над морем седым и пустынным
Приподнявшись
(то есть, она была выше флирта, выше ИХ эротических игр)
лениво на локте,
Посыпает толченым рубином
Розоватые длинные ногти.
И, оставив мечтанья о мести,
Умолкают смущенно пираты
И несут, раболепные, вместе
И вино, и цветы, и гранаты.

Н.Гумилев "Помпей у пиратов", сб."Ром. цветы"

И причины такой почти что безграничной власти Ахматовой над всеми мужчинами, кто ее знал, коренятся не так уж глубоко.
Просто, она никого из них не любила, она всех их презирала, она с ранней юности, почти что с детства мечтала о принце.
Гумилев на эту роль не годился: "Нет пророка в СВОЕМ отечестве"
Но, обладая большим зарядом активности (пассионарности, как говаривал Лев Ник. Гумилев), Ахматова нуждалась в выходе этой энергии. Дети естественным образом расходуют свою энергию в играх. Взрослые тоже, если у них нет серьезного дела - играют. И чем активнее человек, тем больше риска ему необходимо, тем опаснее он будет балансировать на грани допустимого, возможного: см. "Игры" (сб. "Романтические Цветы"). Та же мысль, только в болеее развернутом, красочном исполнении, преподносится нам в стхтв. "Анна Комнена" и даже в "Открытии Америки".

"Дорогие плывут ароматы" = шествует Ахматова, окружённая облаком (в облаке) тонких духов.
"В трюм" - в подвал, где собираются "артистические пираты"
"Требовать головы" - это значит, добиться измены. Смотри также "Юдифь".
"Высыхает мой кубок" = мне мало ваших опьяняющих выступлений, хочу ещё и ещё, и более сильных ("Где вино?").

Особого внимания заслуживают две строчки, которые подводят итог всему стихотворению и даже всей Ахматовой того периода:
"Посыпает толченым рубином
Розоватые длинные ногти."

Спрашивается, мог ли Гумилёв знать, что у Помпея были розоватые длинные ногти? Мог ли Гумилёв знать, что он посыпал их толчёным рубином? Скрее всего, нет. Значит, он вводит в текст такую, довольно сложную, характеристику своего Помпея не для конкретизации, уточнения образа исторического Помпея, а для создания образа человека, в чём-то аналогичного Помпею (от него взято только имя и царственность поведения).

Длинные ногти - когти - символ хищника. На данном этапе Ахматова только прицеливается, примеривается, присматривается, кого бы схватить (Более подробно этот процесс описан в стихотворении "Змей").

Камни - это люди, рассматриваемые как, прежде всего, физические, даже механические, объекты.

Рубины - драгоценные камни, то есть, выдающиеся люди, Анреп, Недоброво, Лурье, Блок, Модильяни...

Толчёным - своим величием Ахматова их раздавила, уничтожила (они потеряли свою САМОДОСТАТОЧНОСТЬ), а заодно и перемешала, не в состоянии разобраться, кто ей дороже, кто нужнее, есть ли среди них единственный.

Я прошу прощения у читателей, но сюда прямо просится стихотворение Ивана Полувекова

ОСИ

Милый, ты скажи мне просто,
То ль ответы, то ль вопросы,
То ль весна, а то ли осень,
То ль колёса, то ли оси -
Что вначале? Что важнее?
Без чего в глазах темнеет?
Что на взлёте сердце просит?
То ль туманы, то ли росы,
То ли брызги, то ли пена -
Украшение вселенной?
30 июля 1998 г.


ОПРОС
Уместно ли в тексте о "рубинах" это стихотворение?
Чем Вы оправдываете его присутствие здесь?
Последний раз редактировалось ИванПолувеков 01 дек 2009, 09:51, всего редактировалось 2 раза.

matt
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 29 май 2009, 19:58

Сообщение matt » 05 окт 2009, 19:14

и это тоже.


Вернуться в «Комментарии»