О книгах А. Б. Давидсона

Информация о выходящих книгах, сборниках и т.п.
Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

О книгах А. Б. Давидсона

Сообщение Сергей Сербин » 07 дек 2007, 16:17

В старом форуме была такая тема, там помещена рецензия на книгу Аполлона Борисовича "Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин" (Смоленск, 2001) из "Вопросов литературы" за 2003 год.

Теперь мне в руки попала рецензия на первую книгу; привожу её здесь.

Балезин А. С. "Изысканный жираф" в перекрестье "Россия-Африка" // Восток = Oriens. - М., 1993. - N 4. - С. 198-200.
Рец. на кн.: Давидсон А. Б. Муза странствий Николая Гумилева. - М., 1992. - 316 с.


«ИЗЫСКАННЫЙ ЖИРАФ» В ПЕРЕКРЕСТЬЕ «РОССИЯ-АФРИКA»
(О КНИГЕ АПОЛЛОНА ДАВИДСОНА «МУЗА СТРАНСТВИЙ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА».
М., «Наука», изд. фирма «Восточная литература», 1992, 316 с.)
© 1993
А. С. БАЛЕЗИН

Книга о большом поэте, да еще с трагической судьбой, написанная, к тому же, талантливым пером, вряд ли может оставить равнодушным кого-нибудь из читающей публики. У меня же к ней особое, личное отношение.

Вспоминается начало семидесятых. Я — студент. Мне (по секрету!) дают листки с напечатанными на машинке стихами — прекрасными стихами! Есть и заглавие — «Жемчуга». Об авторе — Гумилеве — я что-то когда-то слышал. Стихи, восхищавшие не одно поколение, сразу берут за душу: «Капитаны», «Заклинание», «Озеро Чад»... Это была подборка из разных сборников, и венчало ее знаменитое — «Старый бродяга в Аддис-Абебе...» Расстаться с этим потрясением было невозможно, но стихи необходимо было быстро возвратить. Решение пришло само собой: за одну ночь на старенькой «Москве» я перепечатал под копирку четыре экземпляра и три подарил хорошим друзьям. Слово «Самиздат» как-то не пришло мне тогда в голову. Вообще, казалось невозможным, чтобы с этими дивными романтическими стихами связывалось что-то недозволенное...

Но вот я узнал, что Гумилев «под запретом» и с чем это связано. А потом я поступаю в аспирантуру и впоследствии работаю много лет под руководством профессора А. Б. Давидсона. Вместе с другими его коллегами становлюсь, можно сказать, многолетним свидетелем рождения книги о Гумилеве и его африканских путешествиях. Аполлон Борисович рассказывал нам то о своих разговорах с Ахматовой, то о сведениях, почерпнутых в беседах с соотечественниками за рубежом, то об интересных архивных находках.

Поначалу эти рассказы овеяны грустью — ведь опубликовать всего этого никак нельзя, все из-за того же проклятого запрета. Но вот обстановка меняется, и результаты многолетних поисков превращаются в рукопись. Но и рукопись, несмотря на новые условия, идет как-то очень трудно. И вот, наконец, свершилось! Книгу можно полистать, полюбоваться иллюстрациями, небанальными, как всегда у А. Б. Давидсона, заголовками, можно и читать, предвкушая удовольствие. Но возникали и некоторые опасения. В самом деле, после того, как с имени Гумилева и с его сочинений был снят запрет, кто только ни публиковал о нем самые различные, а порой и явно противоречивые материалы. Может ли эта книга, создававшаяся так долго, дать что-то новое, свежее?

Скажу сразу, что опасения мои не оправдались. Автор ни в коей мере не повторяет того, что уж написано, а весьма убедительно раскрывает некоторые ошибки, развенчивает некоторые заблуждения и разгадывает некоторые загадки, связанные с избранной им темой — «Гумилев и Африка». Поэтому читатель не найдет здесь ни полной биографии Гумилева (зато очень существенные поправки к «Хронике», помещенной в трехтомном издании сочинений поэта, вышедшем в 1991 г.), ни подробности его гибели, связанной с псевдоучастием в псевдозаговоре (зато много о посмертной судьбе его творчества).

И тем не менее из книги предстают Жизнь и Судьба Николая Степановича. Сам Гумилев разговаривает с читателем — стихами, отрывками из писем и дневников. Показаны многогранность этого человека, разносторонне, как все по-настоящему талантливые люди, привлекательного, и его поэтический дар, и плодовитость литературного критика, и неутомимость путешественника, влекомого Музой Дальних Странствий. И все это — без ореола святости, без тех модных нынче «шараханий» из одной крайности в другую, против которых попутно предостерегает автор книги в связи с другими историческими личностями. Да, человеком Николай Степанович был сложным, вряд ли таким уж приятным в общении. Закрепившееся за ним прозвище «изысканный жираф» (из его же стихотворения) свидетельствовало о чем угодно, но только не о том, что он мог быть любимцем в литературных кругах. Правда, Рыцарь Музы Дальних Странствий был кумиром женщин — этаким роковым мужчиной, ставшим почти одновременно отцом двух сыновей от разных матерей, занятым делами сердечными даже в момент рокового ареста. Словом, автор рисует нам объемный портрет этого человека, лишенный какого бы то ни было хрестоматийного глянца.

В центре внимания автора — путешествия Гумилева в Африку, что неудивительно, так как А. Б. Давидсон — историк-африканист с мировым именем, автор многих книг, известных и зарубежным специалистам. Начинается книга с уточнения того, сколько путешествий в Африку совершил Гумилев. Автор показывает, в частности, что получившая распространение версия о поездке поэта на Африканский континент в 1907 г. — не более чем вымысел. Первая встреча Н. С. Гумилева с Африкой состоялась в 1908 г., это был Египет. Но главное внимание в книге уделено путешествиям Гумилева в Черную Африку, первое из которых состоялось в 1909–1910 гг., когда поэт посетил Французское Сомали и окраину Абиссинии (так в то время называли Эфиопию). Автор задается вопросом: почему именно Африка, именно Абиссиния были привлекательны для Рыцаря Музы Дальних Странствий? И дает несколько ответов, используя арсенал приемов историка-профессионала: публикации в российской прессе об Абиссинии, повороты личной судьбы поэта, его литературные привязанности. В частности, в книге неоднократно говорится, что с эфиопским городом Харэром связаны страницы жизни и творчества Артюра Рембо. Что касается русской дореволюционной прессы, то А. Б. Давидсон издавна, когда это еще было категорически не модно, находил в ней самые невероятные, «вкусные» факты и подробности. Вот и в этой книге — чего только стоит одна заметка в петербургском «Зрителе» об «Абиссинской выставке» 1908 г.!

Говоря о третьем путешествии Гумилева в Африку и одновременно о втором — в Эфиопию (1910–1911), автор снова предваряет рассказ о нем кратким обзором публикаций об этой стране в русской прессе, на этот раз уже за всю вторую половину прошлого века, и более полным — об истории русско-эфиопских отношений за всю «предгумилевскую» эпоху. Здесь и первые русские в Эфиопии, и попытка создания в Джибути русской колонии, и дипломаты, и санитарный отряд, и «гусар-схимник» А. К. Булатович. Написано обо всем этом ярко и увлекательно; автор сумел найти и новые краски, и новые факты. Само же второе абиссинское путешествие Гумилева восстановлено по свидетельствам встречавшихся с ним там русских, так как сам Николай Степанович письменных материалов об этой своей поездке практически не оставил. И тут А. Б. Давидсон попутно предлагает читателю еще одну разгадку ко множеству загадок в жизни и творчестве Гумилева. Удивительное по силе стихотворение «Мои читатели». Помните, то самое — «Старый бродяга в Аддис-Абебе...»? Так вот, автор предлагает нам расшифровку образа, с которого начинается стихотворение, ибо он, как и два следующих, имел конкретного прототипа, который, однако, доселе оставался неразгаданным. Перебирая судьбы (и какие судьбы!) нескольких русских в Аддис-Абебе, автор выдвигает версию, что этим «старым бродягой», скорее всего, мог быть русский офицер, много лет живший в Эфиопии, художник и фермер Сенигов. И версия эта выглядит весьма убедительно.

Большое место в книге занимает путешествие Гумилева в Абиссинию в 1913 г. — третья поездка в эту страну и четвертая в Африку, как мы сказали бы теперь — научная загранкомандировка, ибо на этот раз он был направлен туда Музеем антропологии и этнографии «для изучения племени Галласов». Так что связь Гумилева с Африкой была закреплена, так сказать, вполне официально, хотя, конечно, как показывает нам автор, никаким профессиональным этнографом он не был (хотя, некоторые современные биографы поэта подают этот факт в такой тональности). Тем не менее и сейчас в Петербургском Музее антропологии и этнографии хранятся привезенные Гумилевым коллекции — «дикарские вещи» и уникальные фотографии, сделанные его спутником и племянником Н. Сверчковым.

Говоря об этом путешествии, А. Б. Давидсон дает описание встреч Гумилева с человеком, фигурирующим в дневнике поэта как «Тафари Маконен». Это был губернатор Харэра Тэфэри Мэконнын, будущий император Эфиопии Хайле Селассие I. Фотографии, сделанные тогда в Харэре, были, вероятно, одними из первых снимков этого долго царствовавшего монарха.

Последний раздел книги называется «Память». Он посвящен мечтам Гумилева о новых больших путешествиях в Африку и причинам, помешавшим ему туда попасть. Автор рассказывает о том, как этот человек, преданный позже за контрреволюционную деятельность анафеме, вернулся в Советскую Россию из Лондона в 1918 г., в то время как другие покидали страну, а также о жизни и творчестве поэта в Советской России, в частности об африканских мотивах в его последнем прижизненном сборнике стихов — «Шатер». Здесь нашлось место и размышлениям на тему: почему в «Шатре» много стихов о тех частях Африки, где Гумилеву не удалось побывать, как эволюционировал образ Африки в его стихах, насколько точен был поэт в описании африканских реалий.

Вот мы и подошли к очень важной мысли: книгу А. Б. Давидсона о Гумилеве отличает та особенность, что написана она не только специалистом-африканистом, который смог так глубоко и детально разобраться в африканских мотивах творчества Рыцаря Музы Дальних Странствий во всем их многообразии, но и человеком, блестяще владеющим пером (увы, такой несчастный дар среди ученых-гуманитариев), имеющим вкус к работе с архивами, наконец, умеющим «разговорить» интересных людей.

А. Б. Давидсон давно и плодотворно занимается темой «Россия и Африка» (вспомним хотя бы о двух его книгах, написанных в соавторстве с В. А. Макрушиным и с большим интересом воспринятых читающей публикой, — «Облик далекой страны» и «Зов дальних морей»), поэтому хорошо знает, чем была Африка для российского дореволюционного читателя, почему она так привлекала россиян. В связи с этим в контексте книги нашлось место и для нескольких страничек о красивом эпизоде в русско-африканских отношениях, также давно привлекавшем внимание автора, — об участии русских добровольцев в англо-бурской войне.

Книга написана не просто крупным историком-африканистом, она написана человеком, хорошо знающим и любящим русскую поэзию и русскую историю вообще. Рыцарь Музы Дальних Странствий живет и действует в ней в окружении огромного числа интереснейших лиц, среди которых Максимилиан Волошин, Александр Блок, Ирина Одоевцева, Лариса Рейснер... Не претендуя на литературоведческую работу, автор все же исподволь показывает место Гумилева среди людей, творивших Серебряный век русской поэзии. Книга наполнена стихами не только Гумилева, но и его современников и даже потомков. Заканчивается она размышлениями о посмертной судьбе творчества поэта, о «его читателях» — «сильных, злых и веселых».

Рискну прибавить к ним еще одного — доктора Куно Будака, этнографа немецкого происхождения, много лет живущего в Намибии, человека сложной судьбы. При нашем первом знакомстве с ним в Виндхуке он сообщил о себе две вещи: что он — монархист и что он мечтает иметь томик стихов Гумилева. Доктор Будак, жизнь которого частично проходила в бывшей ГДР, читает по-русски и интересуется русской историей (его перу, в частности, принадлежит статья о визите русской морской эскадры в Юго-Западную Африку в 1904 г.). Конечно, при первой возможности я переслал ему томик Гумилева, и вот получаю письмо: «Раскрыл книгу Гумилева и сразу попалось на глаза: “Дамара. Готтентотская космогония”» (дамара — один из народов сегодняшней Намибии, о котором этнограф Будак немало писал).

Книга Аполлона Давидсона «Муза Странствий Николая Гумилева» объемна и многопланова. Конечно, эти краткие заметки ни в коем случае не претендуют на полный ее анализ. Но каждый вдумчивый читатель непременно найдет в книге что-то близкое себе. Вслед за ее автором хочется надеяться, что она поможет читателям «лучше понять друг друга и тех, кто ушел». Можно лишь посетовать, что издана она таким маленьким тиражом.

-------------------

(Статья А. С. Балезина закончилась.) Маленькое примчание: в пятом с конца абзаце в фразе в скобках "увы, такой несчастный дар среди ученых-гуманитариев" я бы прочитал "нечастый дар".

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 17 апр 2008, 11:56

"Музеи России", http://www.museum.ru/N33630:
c 6 по 26 апреля
Москва

Изображение

Мир Николая Гумилева-поэта, путешественника, воина

15 апреля в Литературном музее состоялась презентация книги А.Б.Давидсона «Мир Николая Гумилева – поэта, путешественника, воина» (М., «Русское слово», 2008).

Аполлон Борисович Давидсон – доктор исторических наук, профессор, один из крупнейших специалистов по изучению Африки. Создал и долгие годы возглавляет Центр африканских исследований в Институте всеобщей истории. Преподает в Институте стран Азии и Африки и на историческом факультете МГУ. В 1990-е годы читал лекции в университетах США и ЮАР. Под редакцией А.Б.Давидсона, с его предисловиями и комментариями вышли десятки книг: исследований, мемуаров записок путешественников, художественной литературы. Его перу принадлежит ряд монографий по истории Африки, среди них и посвященные русско-африканским связям в XVIII-XIX вв.: «Облик далекой страны» (М., Наука, 1975), «Зов дальних морей» (М., Наука, 1979). «Сесиль Родс и его время» (М., Мысль, 1984), «Русская англо-бурская война» (совм. с И.Филатовой; Кейптаун, 1998, на англ. яз.) и др. Многие его труды изданы на иностранных языках.

Интерес к творчеству Гумилева возник у А.Б.Давидсона в связи с африканскими путешествиями поэта, влюбленного в «черный континент» еще с детства – с первых прочитанных книг Майн Рида, Жюля Верна и Луи Буссенара.

Материалы, связанные с жизнью Гумилева, А.Б.Давидсон начал собирать еще в 1960-е годы, когда было запрещено даже упоминать имя расстрелянного поэта. Среди тех, кого А.Б.Давидсону посчастливилось знать и расспрашивать о Гумилеве, были А.А. Ахматова, О.Н.Арбенина, Н.Н.Берберова, И.В.Одоевцева, В.Б.Шкловский, Ю.Г.Оксман, Л.Н.Гумилев и др. Результатом многолетней работы ученого стали книги «Муза странствий Николая Гумилева» (М., Наука, 1992) и «Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин» (Смоленск, Русич, 2001). Теперь мы представляем вашему вниманию третью книгу А.Б.Давидсона, посвященную жизни и поэзии Гумилева.

На презентации выступили: литературовед А.Турков; доктор исторических наук Е.Рашковский; президент Фонда защиты гласности А.Симонов; главный художник издательства «Русское слово» Н.Ордынский и др.

Адрес: город Москва, Трубниковский пер., д. 17
Проезд: От ст. м."Смоленская", "Баррикадная", тролл. Б, 10, авт. 64 до ост. "Дом Шаляпина"
Телефоны: (495) 202-46-18, 202-59-38
EMail: trubniky@bk.ru


Вернуться в «Книги off-line»