Синяя звезда
Добавлено: 24 янв 2007, 13:22
Елена из Питера
На mail.ru есть проект ответы только что наткнулась на такой вопрос:
http://otvet.mail.ru/question/2661337/.
Я, конечно, могу показаться кому-то глупой, но вот вопрос: мог Гумилев читать эту сказку? Могла ли эта сказка как-то повлиять на его творчество (цикл "К
Синей звезде")?
Interesno
Добавлено: 25 янв 2007, 04:52
Vitalii
Interesno, a samogo teksta net v seti? kto ssilku mozhet dat'?
Kstati - eshche odno lyubopitnoe sovpadenie:
kniga Narbuta vishedshaya uzhe oposle smerti Bloka a znachit i NG:
Владимир Нарбут В ОГНЕННЫХ СТОЛБАХ.
http://gondola.zamok.net/biblio/narbut/narbut8_1.html
Mozhet li eto nazvanie bit' v pamyat' o NG?
Добавлено: 25 янв 2007, 08:59
Елена из Питера
Как знать!..
Добавлено: 25 янв 2007, 16:44
Сергей Сербин
Сегодня случайно узнал, что и у французской писательницы Жюльетты Бенцони есть роман L'Etoile bleue. Гумилёв не мог о нём знать просто потому, что Бенцони родилась в 1940 году, но это и не важно. В романе речь идёт о сапфире "Синяя звезда"; возможно, он не выдуман, а чем-то знаменит. Вообще поиск в интернете по этому словосочетанию приводит к неожиданным результатам.
Nu, voobshche to...
Добавлено: 25 янв 2007, 20:12
Vitalii
Nu, voobshche to pro istoriyu etogo nazvaniya govoril M. Larionov - kak gulyal vecherom s NG vozle Luvra, kak NG vlezal na l'ba stoyashchego u ogradi, a zatem pokazal statuyu s podnyatimi nad golovoi rukami. v ovale kotorih svetila zvezda - vot, smotrite: devushka, i zvezda...
Peredayu po pamyati, za doslovnost' ne ruchayus'.
Kstati poisk po sochetaniyam deistvitel'no chasto daet sovershenno ne to chto zhdesh'.
Добавлено: 26 янв 2007, 09:01
Елена из Питера
Я тут ещё вспомнила: ведь
синий у Н. С. это "цвет страсти"
http://www.gumilev.ru/main.phtml?aid=5000599
Добавлено: 26 янв 2007, 11:22
Сергей Сербин
Мне вот что показалось интересным:
http://bibliotekar.ru/rusBurlak/31.htm Там речь идёт о Земле Синей звезды, соединявшей некогда Чукотку и Аляску.
Kuprin
Добавлено: 26 янв 2007, 19:16
Vitalii
Esli kogo-to eshche interesoval tekst Kuprina, to vot on:
http://www.kuprin.org.ru/lib/sb/book/2314
:))
Добавлено: 26 янв 2007, 19:27
Vitalii
попытка переложить на стихи сказку А.Куприна "Синяя звезда":
http://www.stihi.ru/poems/2006/05/06-1872.html
Синяя звезда
Полонина Ирина
Добавлено: 16 фев 2007, 20:27
Сергей Сербин
Вспомнил о «синей звезде», когда читал «французскую» главу из книги Елены Раскиной.
В «Средневековье» во второй строфе читаем:
Но мы спокойны, мы поспорим
Со стражами Господня гнева,
И пахнет звездами и морем
Твой плащ широкий, Женевьева.
«Образ Женевьевы напоминает нам о покровительнице средневекового Парижа и Парижского университета, св. Женевьеве, гробница которой находилась в парижской церкви Сен-Этьен-дю-Мон (XVI в.), расположенной недалеко от Сорбонны и Латинского квартала» (Е. Раскина. Поэтическая география Н. С. Гумилёва, с. 123).
Далее: «Церковь Сен-Этьен-дю-Мон… — необычайно светлая, белокаменная, светящаяся: солнечные лучи, проникающие через витражи, переливаются разными цветами, отражаясь и играя на белом камне, которым отделан интерьер. На витражах — святые в длинных, ниспадающих складками плащах, часто — синих. <…> В стихотворении Гумилева “Средневековье” соединились готическая эстетика Сен-Этьен-дю-Мон и образ Женевьевы Парижской, в результате чего возник образ Дамы, чей плащ пахнет звездами и морем. Возможно, имеется в виду синий плащ, расшитый звездами, который традиционно украшал статуи многих католических святых — в частности, св. Женевьевы. Синий цвет имел огромное значение для средневековых готических соборов — он преобладал на витражах, в результате чего создавался эффект синего свечения — сияния духовности» (с. 124—125.)
Ещё: «Изучение средневековых французских хроник и рыцарских романов не прошло даром — Гумилеву удалось не только проникнуть в пространство французского средневекового искусства, но и воссоздать его в своих текстах, многие из которых пронизаны “синим свечением готики”. Интересно, что райские деревья в рассказе “Золотой рыцарь” утопают в синем сиянии, тогда как “синее свечение” готических витражей символизировало в средневековой Европе свет высокой духовности. В голубом ореоле представала перед верующими Дева Мария, запечатленная на витражах. <…> “Синий цвет с полным на то основанием можно назвать цветом пылающей, пламенеющей готики”, — справедливо утверждает Е. А. Останина (Останина Е. А. Соборы Парижа. М., 2005. С. 40). В русской православной традиции также фигурирует синий плащ Богородицы» (с. 129.)
Далее Е. Раскина упоминает о Покрове Богородицы и Богородичном образе Одигитрии (Путеводительницы). «В византийско-русской иконописи Пресвятая Дева изображалась в покрывающем голову плате с тремя звездами, которые уподобляются спасительному свету маяка для всех странствующих и путешествующих» (с. 131).
Символика синего цвета, соединённая с символикой звезды, как видим, может рождать множество смыслов. Елена (из Питера) упоминала ещё о синем как цвете страсти:
...Из всех возможных счастий
Мы выбираем лишь одно,
Лишь то, что синим углем страсти
Нас опалить осуждено.
А Венера с её «деревьев синими листьями» может светиться ночью, как синяя звезда?