Кто так стихи читает? О "драконоборчестве" Гумилев

Обсуждения, споры, вопросы и т.п.
Hontor
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 янв 2007, 06:57

Кто так стихи читает? О "драконоборчестве" Гумилев

Сообщение Hontor » 18 янв 2007, 07:20

Простите за повышенную эмоциональность поста, но меня поражает, как читают тексты Гумилева некоторые критики! В очередной раз прочитал "гениальный" ляп в статье "Мотивы змееборчества" - что Дракон якобы умирает, побежденный человеком. В какой-то другой статье (читал давно, может, она тоже есть где-то на этом сайте) высказывалась еще более смешная, не имеющая ничего общего с первоисточником идея - что борьба дракона и человека в поэме - якобы борьба добра и зла. Ага, борьба бобра с ослом. И вот теперь эта статья. Такое чувство, что ее автор текст собственно гумилевский в руках не держала. Я считаю, что вполне вправе возмутиться, потому что "Дракон" - одно из многих гумилевских произведений, которое я знаю наизусть. И такая грубая, топорная трактовка поэмы - просто надругательство над поэтом! Ну РУССКИМ же языком написано, что, когда жрец понял, что Дракон умирает и его знания умирают вместе с ним, то пожертвовал своей собственной кровью, и Дракон ушел, обновленный и вечный. Если кто и умирает - то это жрец, и то - здесь остается лишь домысливать, Гумилев прямо об этом не говорит. Дабы не быть голословнм, привожу всю цитату.

Понял жрец, что страшна потеря
И что смерти не обмануть,
Поднял правую лапу зверя
И себе положил на грудь.

12

Капли крови из свежей раны
Потекли, красны и теплы,
Как ключи на заре багряной
Из глубин меловой скалы.
Дивной перевязью священной
Заалели ее струи
На мерцании драгоценной
Золотеющей чешуи.
Точно солнце в рассветном небе,
Наливался жизнью дракон,
Крылья рвались по ветру, гребень
Петушиный встал, обагрен.
И когда без слов, без движенья,
Взором жрец его вновь спросил
О рожденьи, преображеньи
И конце первозданная сил,
Переливы чешуй далече
Озарили уступы круч,
Точно голос нечеловечий,
Превращенный из звука в луч.

Так что трактовка неизмеримо сложнее, чем "драконоборчество". Но чтобы понять эту глубину, нужно мыслить шире стандартных расхожих клише. Я до сих пор думаю над смыслом этого произведения, и отнюдь не уверен, что понял его хотя бы на треть. А тут - так весело и скоро расставили по полочкам, что хоть плачь, хоть смейся...

Hontor
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 янв 2007, 06:57

Сообщение Hontor » 18 янв 2007, 07:22

Постскриптум: в поэме нереальное количество опечаток... выделять каждую просто не имеет смысла - нужно читать и выправлять по ходу.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

pro drakona

Сообщение Vitalii » 18 янв 2007, 09:16

Normal'naya emotsional'nost'... s lyubov'yu...
Edinstvennii kommentarii po hodu - chto stat'ya o motivah ZMEEborchestva,
Одним из авторов, в чьем творчестве получает распространение и поэтическое переосмысление мифологический мотив змееборчества, является Н. С. Гумилев. К стихотворениям, в которых поэт последовательно обращается к данному мотиву, относятся: «Рассвет» (сб. «Романтические цветы»), «В пути» (сб. «Жемчуга»), «Из логова змиева» (сб. «Чужое небо»), «Персей. (Скульптура Кановы)» (сб. «Колчан»), «Змей» (сб. «Костер»), «Франция».

a chto kasaetsya DRAKONA - to ona tsitiruet druguyu stat'yu, kotoroi na saite vrode bi net? zhal', ne mogu posmotret' o chem i kak tam napisano... Ibo za tochnost' tsitirovaniya i ponimaniya suti stat'i pri ee ispol'zovanii nikto poruchit'sya ne mozhet:
Следует также принять во внимание неоконченную «Поэму начала», из которой Гумилев успел полностью написать и опубликовать «Книгу первую. Дракон». Связь «Поэмы начала» с вавилонским эпосом «Гильгамеш» — первым письменным текстом, до нас дошедшим, в котором развивается мотив змееборчества, — прослежена в работе Вяч. Вс. Иванова2. (2. Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н. С. Гумилева) // Иванов Вяч. Вс. Избр. труды по семиотике и истории культуры. Т. II. Статьи о русской литературе. М., 2000.

No v tselom - vi pravi, v stat'e Nelegach mnogo natyazhek; a poema Drakon kak vi i govorite neskol'ko o drugom; po-moemu - otchasti o tom sakral'nom smisle SLOVA, kotoroe pozvolyaet ostanovit' Solntse.
Interesno bilo bi prochest' vashi misli o suti poemi. Zaranee spasibo eslio reshite napisat' - na sait ili lichno.
Iskrenne.
P.S. Opechatok deistvitel'no... mnogovato...

Hontor
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 янв 2007, 06:57

Сообщение Hontor » 18 янв 2007, 09:44

Ну, насчет Персея - опять же, только слепой не заметит яяяявного сострадания автора к Горгоне, и нежности, с которыми написаны эти строки:
И не заметит он, конечно,
Тот, в чьей душе всегда гроза,
Как хороши, как человечны
Когда-то страшные глаза.

Черты измученного болью,
Теперь прекрасного лица...
Мальчишескому своеволью
Нет ни преграды, ни конца.

Вряд ли это стихотворение о драконоборчестве/ змееборчестве... Да, в НЕКОТОРЫХ сттихотворениях дракон выступает темной силой, но все же не злой. А стихийной. Но Природа у Гумилева и не обязана быть к человеку доброй, она вне наших нравственных критериев. Веселая и злая планета, этим все сказано...

Люди его назовут
Сумрачным именем - Смерть...

Опять же, если вчитаться в стихотворение, то смысл не в змееборчестве, хотя как раз эту вещь вполне можно даже не очень за уши притянуть к статье. Есть еще "Змей" - с натяжкой туда же, хотя, по сравнению с классическим змееборчеством, змей этот наделен поразительной для "змееборчества" человечностью, вполне человеческими переживаниями (одно только упоминание о зависти к пастуху чего стоит). А не шаблонной жаждой погубить Святую Русь, пожечь села, поворовать всех девиц и поесть всех рыцарей-богатырей...
В то же время, у Гумилева относительно много упоминаний драконов вскользь, но, как говорится, редко но метко. "Я читаю стихи драконам/ Водопадам и облакам..." "драконье болото", что-то еще... сейчас все цитирую на память, потому за пунктуацию просьба не бить сапогами:) В общем, вспомню еще - допишу.

Имхо, у Гумилева дракон - образ Земли как с большой. так и с маленькой буквы. В незаконченной поэме "Начала", то бишь второй части, прямо говорится, что дракон стал "корой земной". По сути, это древняя мощь самой Природы, которая к дерзости человека относится насмешливо и далеко не всегда дружественна, но человек жаждет открыть ее тайны любой ценой... В "Драконе", однако, человек понял, что само существование этого великого знания и великой мудрости, сама жизнь Дракона-Земли важнее его самого и его амбиций. Между прочим, даже великое Слово не помогло ему одержать верх над Природой. И только путем жертвы Природе открылось для него это знание. Вообще, концовка Дракона открывает простор для десятков интерпретаций, потому что Гумилев сознательно не договаривает таких вещей, как то: умер ли Морадита; что стало с Драконом - ушел ли он из мира, отдав покорившемуся и поклонившемуся ему человеку знания, или остался в мире неизменным и вечным? Но уж явно "змееборчеству" здесь места нет.

Hontor
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 янв 2007, 06:57

Сообщение Hontor » 18 янв 2007, 10:03

Вообще, зело не люблю, когда из Гумилева делают шаблонного православнутого клоуна... За такое надо бить. По почкам. Текстом-первоисточником. В плане морального воздействия, конечно, а не физического:) Вообще, такое чувство, что чуть ли не в каждом предисловии к сборнику Гумилева его стараются прилизать всеми правдами и неправдами, мол, он хаааароший. Как будто Гумилев нуждается в чьих-либо оправданиях... Да, у него явно христианство прекрасно уживалось с язычеством в каждой ноте. Да, у него дракон - не символ зла, а символ стихии, Природы. Да, у него есть такие стихи о Люцифере, что ортодоксальные христиане могут только шипеть и локти с ногтями грызть. Так и слава богу, что это все именно так, потому что иначе не было бы Гумилева... Настоящий Поэт, чьи стихи давно стали для меня спутниками и друзьями, их я часто перечитываю и иногда до сих пор до слез прошибает... До тока по позвоночнику.

Постскриптум: Где в стихотворении "Рассвет" змееборчество? Нет, я все больше укрепляюсь в мысли, что автор действительно половины обсуждаемых текстов в глаза не видела... или вообще не вникала.
Ошибка Иванова говорит только о том, что Иванов сам текст читал через пень-колоду или писал, как было надо в тот момент. Это все не оправдывает автора именно этой статьи - прежде чем бездумно цитировать, стоило бы прочитать самой и подумать... а то получается уровень скатанного откуда-то школьного сочинения, в котором Наташа Ростова вышла замуж за Андрея Болконского...

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Так и слава богу, что это все именно так

Сообщение Vitalii » 18 янв 2007, 20:44

Так и слава богу, что это все именно так, потому что иначе не было бы Гумилева

Nu vot - prishel "moment istini".
Tsvetaeva pisala "moi Pushkin". Imeya v vidu chti u drugih on - drugoi,
o drugom im pishet i drugoe v nem dlya drugih vazhno.
Protiv prevrashcheniya v shablon krikom krichala:
Пушкин - тога, Пушкин - схима,
Пушкин - мера, Пушкин - грань..
Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя
Благородное - как брань

Площадную - попугаи.
Пушкин? Очень испугали!

Yakimov spel Gumileva i original'no nazval CD "Moi Gumilev". Deistvitel'no, ego...
Visotskogo schitali "svoim" moryaki i lesniki, dvorniki i plotniki... :-)
Voobshche, chem talantlivei - tem shire krug vliyaniya. To, chto NG nuzhen pravoslavnim, musul'manam, yazichnikam, sadistam, mazohistam, fashistam, dendi, pisatelyam fentezi (skol'ko epigrafov rasseyano po stranitsam...) etc. etc. - zamechatel'no.
Nu a uzh avtori predislovii - otdel'naya pesnya. I poet ne vinovat v tom, chto pishut o nem.

Teper' -
Ошибка Иванова говорит только о том, что Иванов сам
- ran'she chem govorit' ob oshibke Ivanova ya bi hotel prochest' etu stat'yu. Inache poluchitsya kak v znamenitih "pis'mah trudyashchihsya" - ya roman Pasternaka ne chital, no on mne ne nravitsya. I potomu ya ego osuzhdayu. Vi zhe sami protiv fanatizma protestuete, tak zachem zhe? Sudya po annotatsii,
Связь «Поэмы начала» с вавилонским эпосом «Гильгамеш» — первым письменным текстом, до нас дошедшим, в котором развивается мотив змееборчества, — прослежена в работе Вяч. Вс. Иванова

v stat'e proslezhena svyaz' mezhdu Gil'gameshem, kotorogo NG perevodil, i Drakonom, kotorogo NG napisal. O tom chto v Gil'gameshe
развивается мотив змееборчества
sudit' poka tozhe ne mogu - nado togda Gil'gamesh perechitat'. No esli on tam razvivaetsya i dazhe pishno tsvetet - razve ot etogo drugie motivi Gil'gamesha ne mogli proyavit'sya v poeme NG?

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Vot eshche mnenie pro smeinoe...

Сообщение Vitalii » 20 янв 2007, 22:41

ondriaw (ondriaw) wrote: Вот если б я не читал воспоминаний Георгия Иванова, никогда бы не понял, что Гумилев написал "Змея" о себе самом. Но если б я не услышал песню "Мельницы", я бы даже и не задумался об этом.

http://ondriaw.livejournal.com/64813.html
Itak, motiv zmeeborchestva stanovitsya motivom bor'bi s samim soboi; gde pobedu oderzhat' nevozmozhno.
P.S.
Pol'zovatel' sei takzhe o saite gumilev.ru viskazalsya:
Вообще на этом сайте много для себя неизвестного из него <NG> открыл.

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 22 янв 2007, 08:05

По моему разумению, в "Поэме Начала" без змееборчества все же не обошлось, не в лобовой, конечно, трактовке. не буду говорить, что Жрец и Дракон - враги, но вдумайтесь в сюжет: Морадита приходит не просить, а требовать знаний. А Дракон их ему давать не собирается. Где же тут взаимопонимание и готовность идти на контакт?

Да, Дракон - олицетворение не зла, а Природы. Но начало поэмы - это начало новой эпохи - власти над землей друидов. Морадита идет к Дракону, потому что знает, его время пришло. У Вас, уважаемый Хонтор, получается, что жрец жертвует собой, чтобы Дракон остался жить. В моем понимании все по-другому: дар крови поддержит жизнь Дракона только на то время, пока он отдает свои знания человеку. Потом - его судьба решена, он умрет, поскольку его время прошло. Ведь, когда пришел жрец, он и так уже умирал. Он просто не может жить в этом изменившемся мире. А Жрец - Жрец выживет обретя новую силу.

В общем, Морадита, конечно, не Георгий с копьем, но борьба-то налицо.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 26 фев 2007, 07:08

kstati, - drakonii sait, "vse o drakonah":
http://www.dragon-nest.ru/
Sredi prochego:
Шешунова Светлана Всеволодовна
Святой Георгий Победоносец в русской поэзии
http://dragons-nest.ru/def/st_george_poetry.php


Вернуться в «О творчестве»