Гумилев - и православие???

Обсуждения, споры, вопросы и т.п.
Пятачок
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 24 янв 2007, 12:56
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Пятачок » 29 янв 2007, 16:14

Ой, не знаю я, что лучше... Наверное, домовой. :) Он хоть припасы не портит. :) Хотя ножи ворует. :)

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Pyatachku:

Сообщение Vitalii » 30 янв 2007, 03:16

по-моему, Вы загнули

Ne isklyucheno; hotya i nuzhdaetsya v obosnovanii - da, zagnul, ili net, ne zagnul. S odnoi storoni "roza dolzna bit' rozoi" i ne znachit' nichego krome rozi, kak uchili akmeisti; s drugoi storoni - mi zhe rassmatrivaem sinii tcvet kak tsvet strasti u NG (http://gumilev.org/viewtopic.php?p=360#360). Pochemu, esli orel v mifologii sopryagaetsya s Zevsom, ob eton ne vspomnit'? Esli mi virosli v pravoslavnoi srede, v hristianskoi kul'ture, na russkih skazkah i grecheskih mifah, i otlichno znaem chto nozhi s kuhni voruet Domovoi - pochemu ne rassmotret' vozmozhnost' chtro NG virosshii v toi zhe srede i na teh zhe skazkah i pover'yah osoznanno ili neosoznanno no ispol'zoval eti pover'ya? Ved' "zhivotnii kod" sushchestvuet; i vsegda, uslishav "lisa", mi avtomaticheski pro sebya ili vsluh dobavlyaem "hitraya"...

Пятачок
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 24 янв 2007, 12:56
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Пятачок » 30 янв 2007, 12:00

Ну может быть. :)

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

не совсем догматично... но прекрасно...

Сообщение Vitalii » 31 янв 2007, 08:29

Священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата, клирик Преображенского кафедрального собора г. Белгорода. Заместитель редактора молодежно-публицистического журнала "Новый Ковчег":

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. С. Гумилёв

не совсем догматично, но прекрасно


http://otez-dimitriy.livejournal.com/159007.html

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 05 фев 2007, 20:41

Наше оружие теперь - это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров 7 православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу.

http://www.izvestia.ru/special/article3100830/

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 05 фев 2007, 23:53

NO COMMENTS
http://www.mn.ru/issue.php?2007-4-28
...в российской истории ХХ века не было более славного периода, чем сталинская империя... ...в некотором смысле он (Сталин) сопоставлял для себя образ Сталина и образ Христа. Он понимал, что Джугашвили похоронят, а образ Сталина будет жить еще долгие годы... ...Прежде чем стать Сталиным, Иосиф Джугашвили окончил духовную семинарию. Он выстраивал себя под совсем другую человеческую модель. И в конце жизни Сталин пришел если не к покаянию, то к переосмыслению многих своих деяний.

- В чем же это выразилось?

- В первую очередь - в изменении отношения к Церкви. Во время Великой Отечественной войны Сталин пережил глубокое внутреннее перерождение. Именно тогда в нашей стране были вновь открыты храмы, семинарии и духовные академии, освобождены из тюрем священники. Как говорят отцы Церкви, все это было сделано во имя победы России во исполнение повелений Богородицы, явившейся одному из известных затворников. Об этом видении Сталину рассказал один из иерархов зарубежной церкви - митрополит Гор Ливанских Илия, специально приезжавший в Советский Союз. ... У Сталина наставления патриарха вызвали отклик, потому что он был верующим человеком.... ...Сталин был категорически против расстрела царской семьи.... Для Церкви Сталин - великий исторический деятель... ...Наш проект Церковь фактически благословила. Исполнитель роли Сталина Давид Гиоргобиани получил благословение грузинского патриарха Илии II... ...слова Священного писания в роли Сталина он произносил не как актер, а как воцерковленный человек...

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

BOZH'YA KOROWKA

Сообщение Vitalii » 21 фев 2007, 20:29

Gospoda pravoslavnie, katoliki, lyuterane, musul'mane, buddisti i inih ver lyudi!
Uvahzaya vashu VERU, ostayus' pri svoem ubezhdenii - "vlast' otvratitel'na kak ruki bradobreya".

Ne govorya uzhe o tom sudebnom pozore kotorii idet v Pitere
Священник выступит по иску против безальтернативного преподавания теории Дарвина
Беспрецедентный иск, адресованный Министерству образования РФ, летом 2006 года подала в федеральный суд Адмиралтейского района северной столицы 16-летняя Маша Шрайбер. Она требует запретить преподавание теории Дарвина в качестве доминирующей

stremlenie k den'gam, styazhatel'stvo vedut k - chemu? Sami reshaite.
http://www.newsru.com/religy/21feb2007/censura.html
в российском бизнесе появляется "духовная цензура"
В конце прошлого года Госдума освободила религиозные организации от уплаты налога на добавленную стоимость … в угоду Московской Патриархии, ищущей новые пути извлечения прибылей …РПЦ… стремится взять под контроль на рынке товаров и услуг все, что содержит хотя бы малейший намек на православную составляющую. Фактически речь идет о введении "духовной цензуры" в российском предпринимательстве...
… Начала Великого поста с волнением ждали не только простые верующие, но и бизнесмены, водящие дружбу с главенством РПЦ. … в советские времена приходилось выбирать между … картошкой и макаронами, сегодня в любом супермаркете широкий выбор пищи, за вкушение которой не надо каяться на исповеди. Поскольку под постом большинство россиян подразумевают не обуздание страстей и преумножение любви, а переход на вегетарианство, производители замороженных продуктов из овощей и даров моря … в предвкушении прибыли. Так, … после освобождения РПЦ от налогов на НДС лидирующие позиции … завоевало ...ОАО, презентовавшее торговую марку "Русь Православная". Столь громким брендом компания обязана Санкт-Петербургской епархии РПЦ ….
Эксперты убеждены: все хозяева "раскрученных" торговых марок, в которых прослеживаются прямые или косвенные православные аналогии, выплачивают "десятину" церковным структурам. Те, кто постоянно пьет минеральную воду "Святой источник", наверняка заметили, что со сменой дизайна этикеток с них исчезли слова "Бутилирована по благословению Святейшего Патриарха", равно как подпись и личная печать архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева). Секрет прост: воду производила кипрская фирма, исправно платившая Костромской епархии ежегодно 250 тыс. долларов … "Святой источник" приобрела компания Nestle, хозяева которой отказались отчислять "церковную десятину", архиепископ Александр снял с этикетки свои подпись и печать.
...производством "святой воды" занимаются и другие архиереи РПЦ…. рядом с Козельской Оптиной пустынью… производится минеральная вода, "освященная именем преподобного Амвросия Оптинского". Ни производителей, ни потребителей не смущает то, что продавать за деньги святую воду как-то не по-божески…. многочисленными заводами и фабриками выпускаются "церковные" вина, хлебозаводы бойко торгуют изделиями, в названиях которых, с благословения местных епархий, используются церковные термины и символика. В Подмосковье скоро начнется выпуск молочных продуктов под ТМ "Божья коровка" на базе приобретенных некоей церковной структурой молочных предприятий крупного кондитерского концерна.
…. Несколько лет назад Патриарх Алексий II недвусмысленно предупредил: "Если представители Церкви сочтут, что "святое имя" того или иного продукта оскорбит чувства верующих, заявка на название будет снята. Можно долго спорить о том, что свято, а что нечестиво. Но только Церковь знает, что истинно".
(Ne boites’ sumi, ne boites’ tyur’mi,
Ne boites’ mora i glada,
A boites’ edinstvenno tol’ko togo,
Kto skazhet: “YA znayu kak nado”
A. Galich)
Тогда это прозвучало всего лишь как декларация о намерениях. Однако … в СМИ прошло сообщение, что "иерархи Русской православной церкви вместе с российским правительством начали контролировать появление торговых марок с использованием "религиозной тематики". На сегодняшний день уже более 10 заявок на подобные названия отклонены". … на деле все обстоит намного серьезнее. РПЦ фактически добилась единоличной "духовной цензуры" в сфере предпринимательства. … в Роспатент … приходили письма из Московской патриархии с просьбой обращаться к ним … когда на рассмотрение Ростпатента будут поступать торговые марки, использующие … "православные элементы". Хотя, по мнению чиновников Роспатента, "элементы", о которых идет речь, давно обрели общекультурный смысл (не заставишь ведь всякого художника, рисующего Церкви, обращаться за консультацией в Патриархию), руководство Федеральной службы … пошло … навстречу…. По ее (РПЦ – Vit.) просьбе были отклонены десятки заявок на регистрацию, поданные "нарушителями конвенции".
РПЦ – пока лишь в сфере бизнеса – обрело монополию не только на последнее слово в определении, что и как соответствует принципам гуманности и морали, но и эксклюзивном праве на производство молока "Божья коровка" и вина "Исповедь грешницы".
Сделать это Московской Патриархии было тем более просто, что, по данным представителя Роспатента, аналогичных заявлений из других религиозных организаций ни разу не поступало.

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Сообщение Елена из Питера » 22 фев 2007, 09:31

Как-то это уже совсем не по теме пошло!

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 22 фев 2007, 20:04

Kak bi nam ne dozhit' do neobhodimosti snova pechatat' stihi Gumileva v Samizdate. Pushkin UZHE tsenzurirovan, kto sleduyushchii na ocheredi? Ne tak daleko do Nikolaya Stepanovicha ot Pushkina, v lyubom sluchae.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 05 мар 2007, 05:34

Л.Заменгоф, инициатор языка эсперанто:

"а) Под именем "Бог" я понимаю ту для меня непостижимую высшую Силу, которая правит миром и суть которой я имею право истолковывать так, как диктует мне мой ум и сердце.

b) Основным законом моей религии я считаю правило "поступай с другими так, как вы желаете чтобы другие поступали с вами, и слушайся всегда голоса твоей совести"; все другое в моей религии я рассматриваю только как легенды или как религиозные нравы, которые введены людьми, чтобы внести в жизнь определенную программу и духовное тепло, и исполнение или неисполнение которых зависит от моего личного желания.

c) Я сознаю, что каждый человек принадлежит к той или другой традиционной религии не потому, что она больше всего отвечает его личным убеждениям, но только потому, что он в ней родился, и что суть всех религий одна и та же, и они отличаются друг от друга только легендами и нравами, которые не зависят от личного выбора человека. Поэтому я сознаю, что никого нельзя ни хвалить, ни порицать за его традиционную религию, и что хорошие или плохие поступки человека зависят не от его религии, но только от него самого и от обстоятельств его жизни."

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 26 мар 2007, 14:14

Давайте всё же вернёмся к Гумилёву. Вот пара кортких цитат по теме.

"В ряду выдающихся отечественных писателей, исповедников христианства в XX веке, первое место, бесспорно, занимает Николай Гумилёв. Известно, что в тюрьме перед смертью он читал Гомера и Евангелие. Исповедничество Гумилёва, молитвенный настрой его души очевидны:
Крест над церковью взнесен,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
(«Городок»)"

Цит. по: Никитин В. А. Подвиг христианского исповедничества в русской литературе XX века // Сборник пленарных докладов XII Международных Рождественских образовательных чтений. - М., 2004. - С. 343-344.

-------------------------

"Гумилёв был ревностным православным, но религиозные споры его не привлекали. Никогда он не принимал участия в собраниях, устроенных Мережковским и З. Гиппиус, где члены духовенства и русской интеллигенции тщетно старались найти общий язык".

Цит. по: Оцуп Н. А. Николай Гумилёв. Жизнь и творчество / Пер. с фр. Луи Аллена при участии С. Носова. - СПБ.: Logos, 1995. - С. 38.

На той же странице: "В гостиной З. Гиппиус <...> поэзия лишь допускалась. Сама Гиппиус была настоящим поэтом, но она, как и муж, подчиняла поэзию философии и религии. Как «чистый поэт» Гумилёв не нравился этой супружеской чете. Со своей стороны, Гумилёв относился к ним с презрительно-враждебным равнодушием".

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 26 мар 2007, 20:52

Сергей Сербин писал(а):Давайте всё же вернёмся к Гумилёву.

"В ряду писателей, исповедников христианства, первое место, бесспорно, занимает Николай Гумилёв.
Цит. по: Никитин В. А....
-------------------------
"Гумилёв был ревностным православным, но религиозные споры его не привлекали.
Цит. по: Оцуп Н. А...
На той же странице: "В гостиной З. Гиппиус <...> поэзия лишь допускалась. Сама Гиппиус была настоящим поэтом, но она, как и муж, подчиняла поэзию философии и религии. Как «чистый поэт» Гумилёв не нравился этой супружеской чете.".

Sergei,
rad chto Vi gotovi obsuzhdat' ochen' slozhnuyu i chuvstvitel'nuyu temu.

Esli vzyat' shirokii spektr poyavlenii NG v razlichnih aganzhirovannih sbornikah, to nesomnennim dlya ih avtorov yavlyaetsya, chto Gumilev:
- dendist;
- fashist;
- sadist;
- mazohist;
- gomoseksualist;
- natsionalist;
- etc., etc., etc.
Prichem u kazhdogo iz nih nahodyatsya tsitati iz NG, podtverzhdayushchie ih tochku zreniya; prichem ya inogda smushchayus', naskol'ko, skazhem, predstaviteli seksual'nih menshinstv tochno podtverzhdayut svoi pretenzii na to, chtob zayavit' "Gumilev nash".

V smisle togo chto "Gumilev - poet pravoslaviya" Yura Zobnin prodelal ischerpivayushchuyu rabotu, i ne dumayu chto k podobrannomu im materialu mozhno chto-to sushchestvennoe dobavit' iz samogo Gumileva; mozhno vozmozhno utochnyat' analiz privodya novie paralleli i argumenti. Privedennoe u Nikitina st-e Zobnin uzhe vovlek v analiz; k sozhaleniyu ya tsitiruemuyu Vami rabotu polnost'yu prochest' ne mogu, esli ona ne vilozhena v seti. Esli vilozhena - prishlite ssilku, please.

Spasibo za tsitatu iz Otsupa - ya ee ran'she libo ne znal, libo propustil.
Otnosheniya s Gippius-Merezhkovskim konechno ne samie illyustrativnie v etom ryadu, no ochen' pokazatelen aktsent sdelannii Otsupom: «чистый поэт» Гумилёв. Ne takoi uzh on bil i chistii poet v bashne iz slonovoi kosti, o tom komu upravlyat' stranoi dumal, na tserkvi demonstrativno krestilsya, soyuzom poetov upravlyal, i neploho, nado zametit', upravlyal.
Interesno - znal li Otsup, pochemu Gumilev NIKOGDA ne hodil k Merezhkovskim. Vi chitali opisanie ego pervogo i poslednego vizita, sluchivshegosya v Parizhe, i togda zhe opisannogo NG v pis'me k Bryusovu, Zin. Gippius v pis'me k Bryusovu, i Andreem Belim v memuarah? Podozrevayu, chto Otsup etogo ne mog chitat', kak eshche ne izdannoe.
Vspomnite - chto govoril smuchchayushchiisya Kolya Gumilev metram-bogostroitelyam, o svoem zhelanii preobrazovat' chelovechestvo, i o tom, chto do nego uzhe bili popitki, no neudachnie: Budda, Hristos... I kak eto vse konchilos' pozornim publichnim izgnaniem. Prichin podderzhivat' otnosheniya s nimi u NG ne ostalos'.
Ne znaya etogo, Otsup analiziruet i istolkovivaet slozhivshuyusya situatsiyu tak, kak on ee uvidel glazami yunioshi, vhodyashchego v sredu znamenitih - i ochen' mezhdu prochim interesno istolkovivaet...
Raznitsa mezhdu "stihotvoreniem na zadannuyu temu" i STIHOTVORENIEM, napisannim potomu, chto ego NEL"ZYA NE NAPISAT" horosho ponyatna i zametna. Poeziya - Duh, i ne mozhet bit' podchinena ni religii, ni filosofii, ni politike. A esli podchinena - srazu stanovitsya tem chto mi prekrasno znaem i preziraem...
Последний раз редактировалось Vitalii 27 мар 2007, 10:42, всего редактировалось 2 раза.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 27 мар 2007, 06:21

Po mere poyavleniya budu dobavlyat'.
- Gumilev-speleolog: http://sova.rsh.ru/speleo.html

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 27 мар 2007, 07:24

http://www.pereplet.ru/podiem/n7-06/Grach.shtml
...пишет Е. Раскина в статье "Мотив "благочестивого творчества" ("смиренного знания") в художественной программе акмеизма": Н. Гумилев поднимал одну из "самых важных для культуры ХХ века проблем" - проблему "понимания необходимости чувства меры и благочестивого самоограничения в творчестве". Отсюда трепетное и целомудренное отношение к непознаваемому, о котором Н. Гумилев писал в своей программной статье "Наследие символизма и акмеизм": "Детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания, - вот то, что нам дает неведомое.<...> Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма".
...Н. Гумилев и другие акмеисты делают понятие "память" одним из основополагающих, концептуальных, поскольку именно она - способ сохранения культурных ценностей...
Н. Гумилев сам жил в мире культуры (все отмечали его колоссальную образованность, начитанность, точное знание текстов русской и зарубежной литературы) и погружал в этот мир своего читателя. Не случайно интертекстуальность становится одним из основных методов акмеизма как направления и Н. Гумилева как художника слова. Его произведения рождаются на основе прецедентных текстов. Автор, ассоциативно связывая текст с другими культурными памятниками, не только отдает дань предшественникам, но и выстраивает "собор" своей концепции. При этом интертекстуальность становится изначальным принципом, рабочим приемом. И это отличает акмеистов от реалистов, которые тоже (часто бессознательно) использовали прецедентные тексты. Что касается символистов, то и они, как и акмеисты, часто обращались к памятникам прошлого, но иначе определяли свое положение по отношению ко всему культурному пространству. Для большинства символистов (прежде всего старшего поколения) характерна проповедь крайнего индивидуализма, для них художник - "демиург", "творец". Он - равен Богу и соперничал с ним в создании своего мира, стоял над культурой, хотя и был связан с ней, оставаясь ее порождением. Не случайно самое частое местоимение символизма - "Я". Акмеизм же принес с собой установку на "цеховость", единство. Для него культура носит векторный характер, ее движение линейно, непрерывно, представляет собой поступательный и неуклонный подъем к "акме" (от греч. слова ахun - высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), обусловленный усилиями каждого художника-мастера.
Подобное отношение распространялось у Н. Гумилева и на религию, которая, безусловно, - часть культуры. Он, будучи человеком православным и крещеным, был более чем далек от религиозной нетерпимости. Для него все религии (включая языческие верования) достойны уважения и даже преклонения, потому что в каждой есть своя уникальная философия, картина мира, отражающая ценности народа, его морально-нравственные установки.
Часто в критической литературе исследователи, ссылаясь на цитаты из творчеств Н. Гумилева и слова современников о нем, приходят к выводу об ортодоксальности его веры. Однако это несколько упрощает отношение поэта и к православию, и к религиям вообще. Н. Гумилев действительно, как пишет А. Амфитеатров, "в обществе товарищей атеистов и вольнодумцев, не смущаясь насмешливыми улыбками, крестился на церкви и носил на груди большой крест-тельник". Однако он относился уважительно не только к православию и испытывал трепетное отношение не только к православным храмам, но к храмам вообще. Вспомним хотя бы следующие строки из его стихотворения "Галла":
И таинственный город, тропический Рим,
Шейх-Гуссейн я увидел высокий,
Поклонился мечети и пальмам святым.
Был допущен пред очи пророка
Слово "поклонился" здесь является ключевым и его следует рассматривать, учитывая два основных значения: "кланяться" и "поклоняться, преклоняться". В "Африканском дневнике" Н. Гумилев пишет, что, будучи в Стамбуле, он посетил знаменитый храм Айя-София и был поражен его красотой и величием: "Ни колонн, ни лестниц или ниш, этой легко доступной радости готических храмов, только пространство и его стройность. Чудится, что архитектор задался целью вылепить воздух. Сорок окон под куполом кажутся серебряными от проникающего через них света. Узкие простенки поддерживают купол, давая впечатление, что он легок необыкновенно". Далее Н. Гумилев говорит о том, что он "прочел "Отче наш" в священнейшем из храмов". Некоторым может показаться странным и даже кощунственным то, что поэт произносит православную молитву в мечети и называет это место "священнейшим". Однако такого рода поведение есть отражение философии культуры Н. Гумилева. Айя-София - место, которое нельзя отнести к достоянию одного народа и одной веры - оно воистину принадлежат всему человечеству.
...вполне закономерно, что Н. Гумилев, который учил терпимости и мужественности, говорил о разумности равновесия и гармонии, утверждал общечеловеческие ценности, провозглашал принцип всечеловеческого единства, стал основоположником такого направления, как акмеизм, для которого объединяющим началом, способным сблизить людей, стала культура.
Парадоксальным оказывается тот факт, что акмеизм, будучи чисто русским течением, не привнесенным, как символизм и футуризм, из других культур, оказался самым "нерусским" по сути. Н. Гумилев, уловив на интуитивном уровне опасную противоречивость русского сознания, словно попытался исцелить его, указав путь духовного преображения и очищения через осознание своей причастности к лучшему, что создано единой и единственной нацией, которая называется человечество.

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 27 мар 2007, 08:10

В докладе Никитина Гумилёв больше не упоминается. В сети я не смог его найти, пришлось заказать в библиотеке. Мне показался примечательным сам факт упоминания Гумилёва в таком контексте, тем более первым в списке имён. У меня сложилось впечатление, что в православной среде не торопятся заявлять, что Гумилёв - "наш". Наоборот, чувстуется выраженная отстранённость, твёрдо выдерживаемая дистанция, как к "чужому среди своих". Пока нечасто можно прочитать в религиозной литературе и услышать на православных конференциях об исповедничестве Гумилёва - об открытом и твёрдом исповедании христианской веры при враждебной безбожной власти - как в повседневной жизни, так и в стихах.

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 27 мар 2007, 13:40

Диана Грачёва писал(а):В "Африканском дневнике" Н. Гумилев пишет, что, будучи в Стамбуле, он посетил знаменитый храм Айя-София и был поражен его красотой и величием <...> Далее Н. Гумилев говорит о том, что он "прочел "Отче наш" в священнейшем из храмов". Некоторым может показаться странным и даже кощунственным то, что поэт произносит православную молитву в мечети и называет это место "священнейшим". Однако такого рода поведение есть отражение философии культуры Н. Гумилева. Айя-София - место, которое нельзя отнести к достоянию одного народа и одной веры - оно воистину принадлежит всему человечеству.

Как известно, собор Святой Софии более 900 лет, до 1453 года, был центром всего христианского мира. Как знать, возможно, этому музею (с 1934 года) будет возвращён статус православного храма. Подписи собираются.
Он, будучи человеком православным и крещеным, был более чем далек от религиозной нетерпимости. Для него все религии (включая языческие верования) достойны уважения и даже преклонения, потому что в каждой есть своя уникальная философия, картина мира, отражающая ценности народа, его морально-нравственные установки.

Православному человеку невозможно преклоняться перед языческими верованиями. Остаётся надеяться, что мысль уважаемой Дианы Сергеевны была в этой отдельной фразе выражена неточно, в противном случае все построения, представляющие Гумилёва в широком смысле слова экуменистом, выглядят несостоятельными.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 27 мар 2007, 20:30

Сергей Сербин писал(а):У меня сложилось впечатление, что в православной среде не торопятся заявлять, что Гумилёв - "наш". Наоборот, чувстуется выраженная отстранённость, твёрдо выдерживаемая дистанция, как к "чужому среди своих".

Sergei, Vi nashli slova i tochku zreniya, stavuyashchie nastoyashchuyu diskussiyu na ee iskonnoe mesto. Da, kak otmetil v samom nachale Hontor, slovosochetanie "Gumilev - poet pravoslaviya" zvuchit dikovato. Vi seichas sformulirovali, chto po Vashemu oshchushcheniyu (prosmotr bol'shih massivov literaturi podryad daet takie trudnoponimaemie napryamuyu, no spravedlivie nablyudeniyu; vidimo mozg proizvodit nekii chastotnii analiz) в православной среде не торопятся заявлять, что Гумилёв - "наш". Ostaetsya soglasit'sya s mislitelyami pravoslaviya , chto Gumilev - NE PEVETS, i postavit' tochku; imeya v vidu chto uvazhaemii Yurii Vladimirovich viskazal svoe CHASTNOE mnenie v dostatochno kategoricheskoi forme, provotsiruyushchei na ostrie vozrazheniya.
IMHO Gumilev uzhe hotya bi potomu ne "pevets pravoslaviya" chto akmeist. Akmeizn - toska po mirovoi kul'ture, sledovatel'no po opredeleniyu - shire tol'ko pravoslaviya.

P.S.
Vi pishete:
Православному человеку невозможно преклоняться перед языческими верованиями.

Dlya Vas - buddisti, sintoisti, shiiti, sunniti, zoroastriitsi; koroche VSE, kto ne prinadlezhit k chislu mnogochislennih religii, veruyushchih v Hrista - oni kto budut?

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 28 мар 2007, 03:19

Виталий, этот вопрос не имеет отношения к Гумилёву, поэтому в рамках этой темы и в пределах форума вообще я не вижу возможности ответить на него, извините.

Vitalii писал(а):IMHO Gumilev uzhe hotya bi potomu ne "pevets pravoslaviya" chto akmeist. Akmeizn - toska po mirovoi kul'ture, sledovatel'no po opredeleniyu - shire tol'ko pravoslaviya.

И по-моему тоже не певец. О том, что такое поэт православия, можно спорить. Я совсем плохо осведомлён о поэтическом творчестве православных священнников и монахов, воцерковлённых мирян, но понимаю, что оно не ограничивается исключительно религиозной тематикой. Скорее можно говорить о свободном творчестве художника-христианина, об особой молитвенной настроенности его души, чем о строгой подчинённости неким внешним канонам. В этом смысле Гумилёв, вероятно, был или мог стать православным поэтом, во всяком случае с военных лет в его творчестве чётко просматривается устойчивый православный вектор. Не замечать его невозможно. Что касается акмеизма, мне близка мысль о том, что Гумилёв никогда не умещался в его рамках. Все его книги, как ветви дерева, выросли из одного корня, но нет ни одной, похожей на остальные. Трамвай летел без остановок, движение, трансформация не прекращались, в отличие от почти неподвижных канонов акмеизма, зафиксированных в манифестах, и кто знает, что могло развиться в итоге?

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 28 мар 2007, 04:11

Da, Sergei,
soglasen - pravoslavnii vektor prisutstvoval vsyu zhizn', naryadu s mnozhestvom drugih vektorov; i akmeizm, im sozdannii, dlya nego samogo tozhe stanovilsya tesen. Poetomu nado priznat' - chto Gumilew mnogogranen, i ne svoditsya ko vsego lish' pokloneniyu - bogam chernoi Afriki, islamskim svyatinyam, ili svyatinyam pravoslaviya.
Za mir vo vsem mire.

Bear

крыса

Сообщение Bear » 08 апр 2007, 04:15

Пятачок писал(а):Ой, Виталий, по-моему, Вы загнули. Крыса просто в сознании многих людей животное довольно противное. Не говорю о себе - лабораторных крыс я люблю, но домовых просто боюсь. Вы когда-нибудь видели этих животных, прыгающих на уровень лица человека выше среднего роста, и норовящих схватить за нос? Не видели? А в Киеве в старых домах такое до недавнего времени случалось. Может, и сейчас случается, так что, думаю, крыса в стихотворении НС - это просто жуткий зверь, которого боится маленькая девочка - что-то вроде образа Мышиного короля, созданного Гофманом.. :)


Ничего вы, ребята, не понимаете в архивных крысах. Никакого-бы Гумилева без них для вас не было.


Вернуться в «О творчестве»