Гумилев - и православие???

Обсуждения, споры, вопросы и т.п.
Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 19 янв 2007, 11:01

Hontor писал(а):Ну, вот эта по состоянию похожа на гумилевского "Орла", да и рисовалась под впечатлением, хотя сейчас я в таком стиле практически не работаю...
Называется "Полет в пустоте"
http://hontor.narod.ru/Gallery/ris16.jpg

Спасибо. Если Hontor не возражает, предлагаю добавить "Полёт" в галерею.

Пользуясь случаем, напоминаю заодно ещё одну ссылку на работу Льва Мешберга, которую обнаружил В.П.Петрановский, о чём он рассказал в статье «Виртуальный» Гумилев, или Аналитические воспоминания / Гузевич Д. Ю., Петрановский В. П. // In memoriam : Сб. памяти Владимира Аллоя.– СПб., 2005.– С. 457–489. (Через некоторое время этот диалог должен появиться здесь, на этом сайте.)

Сейчас пойду сделаю ссылку сюда в "правильной" теме. http://gumilev.org/viewtopic.php?t=12

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Nu nado zhe...

Сообщение Vitalii » 19 янв 2007, 12:13

заодно ещё одну ссылку на работу Льва Мешберга

Vot uzh dolgozhivushchaya ssilka.... uzhe 10 let kak minimum, da i kartina vse tak zhe ne prodana...

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

...этот "рыжий товарищ" мелькал...

Сообщение Vitalii » 19 янв 2007, 12:34

где мне еще у него этот "рыжий товарищ" мелькал...


Dorogie druz'ya, vi menya mozhete bit', a mozhete net, no vot i eshche odna knizhka m.b. napisana i nazvana gordo: "Gumilev - poet gomoseksualizma".
V poiskah "rizhego tovarishcha" zaguglil ya "rizhii tovarishch"+Gumilev.
Poluchil dve ssilki (gruppi ssilok na raznie zerkala), pervaya:
GayRussia.ru :: Нас объединяют не только желания"Голубой Единорог" Николай Гумилев Рыжий товарищ Гумилева, Евгений Литвиненко, 0, 212, 04.06.2006 13:47:31 Автор: Евгений Литвиненко · Есть новые сообщения! ...
www.gayrussia.ru/forum/list.php?SHOWALL_1=1&FID=8 - 77k -
ТОТ ДРУГОЙ
Я жду, исполненный укоров:
Но не веселую жену...

ТОВАРИЩ
В. Ю. Эльснеру
Что-то подходит близко, верно,
Холод томящий в грудь проник...
<...>
Помню, все помню; как забуду
Рыжие кудри, крепость рук...
<...>

ЛЮБОВЬ
Надменный, как юноша, лирик
Вошел, не стучася, в мой дом

ЖЕСТОКОЙ
"Пленительная, злая, неужели
Для вас смешно святое слово: друг?
Вам хочется на вашем лунном теле
Следить касанья только женских рук...



Vtoraya ssilka poproshche:
:: Ирина Одоевцева :: На берегах Невы :: Чтение (стр.18 ...Да, действительно, — огромный рыжий товарищ в коричневой кожаной куртке, с наганом в кобуре, на боку, следует за нами по пятам, не спуская глаз с Гумилева, ...
lib.aldebaran.ru/.../odoevceva_irina_na_beregah_nevy/odoevceva_irina_na_beregah_nevy__18.html

i ispol'zovanie etoi tsitati iz Odoevtsevoi v biografii Blyumkina:
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer11/Domil1.htm
В.Домиль, Заметки по еврейской истории (Р)
07-12-2005
<...>Титул убийцы посла Мирбаха как бы, стал визитной карточкой Блюмкина. Его фирменным знаком. Брендом, как сейчас говорят. Поэтесса Ирина Одоевцева писала, что в Доме печати к Николаю Гумилёву подошёл "Огромный рыжий товарищ в коричневой кожаной куртке, с наганом в кобуре". И сказал:
- Я люблю Ваши стихи <...>

Takie dela...

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 22 янв 2007, 07:46

Мда... Так можно из любого поэта надергать подходящих цитат. Странно, что еще не приплели сюда дружбу с Мишей Кузминым.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Ne ponyal

Сообщение Vitalii » 23 янв 2007, 19:55

Rene, ne ponyal pro Kuzmina.
Blizkoi deruzhbi s NG ne bilo; priyatel'skie otnosheniya bili.
Vi chto imeli v vidu,? - esli ne zatrudnit, rasskazhite, pozhaluista.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Pravoslavie i Tserkov'

Сообщение Vitalii » 23 янв 2007, 20:03

Sovsem uzhe otvlekayas' ot stihov privedu paru tsitat:
Можно ли уничтожать учреждения культуры, целые музейные комплексы ради возрождения православной духовности в России? И будет ли это возрождением?
...незаконно отнятое у Церкви имущество надо возвращать. Однако <...> как правило, спор о церковных зданиях – памятниках культуры "чаще всего разворачивается в имущественных терминах: владения, пользования, распоряжения, а не в терминах культуры и религии", что заставляет думать о том, что церковные организации озабочены прежде всего борьбой за недвижимость, а не сохранением национального культурного достояния.
...для "отеческих гробов" настали тяжелые времена". Перестраиваются здания XVI века, разрушаются целые комплексы, все стараются сделать "в евроремонте, как будто эта гладкость и ровность стен и есть сохранение памятников старины". Реставраторы, искусствоведы, отстраняются от этого процесса. А если они все же докучают требованиями выполнять законодательство об охране памятников, некоторые иерархи в своих публичных речах уподобляют эти требования "гонениям при советской власти"
...подлинный трагизм этому придает то, что такая позиция Церкви поддерживается государством. Оно сейчас на стороне благостного, вылизанного, сверкающего церковного благолепия.

http://www.newsru.com/religy/23jan2007/kobak.html

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 23 янв 2007, 22:13

А зачем противопоставлять музеи и церкви? Кто говорит об уничтожении церковью культуры (!) и музеев, кроме любителей и "производителей" сенсаций? Музеи и другие учреждения, располагающиеся в культовых зданиях, должны быть благоустроены на новых местах. Так и происходит. Я сейчас пишу наспех, поэтому не могу подкрепить свои слова конкретными примерами. Но могу вспомнить, как выселяли хмурых библиотекарей из здания, которое было решено вернуть Церкви. Они потом ещё не раз возвращались на насиженное место, благо переехали недалеко, сначала - из-за ностальгии, потом - от любопытства, а через несколько месяцев, когда храм открыли и начали в нём реставрацию, кое-кто из библиотекарей влился в число прихожан. Кроме того, есть немало примеров, когда музеи и храмы сосуществуют: в музее по праздникам проводят богослужения, а в храмах по расписанию - экскурсии.
Прошу прощения за отклонение от темы.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

nezachem

Сообщение Vitalii » 23 янв 2007, 23:02

Nezachem protivopostavlyat' muzei i tserkvi; vi pravi.
No davaite vse zhe razdelim Tserkov', Tserkov' i Tserkov'.
Tserkov'1 kak duhovnoe edinenie veruyushchih v odno i to zhe;
Tserkov'2 kak institut, upravlyayushchii delami Tserkvi1;
Tserkov'3 kak zdanie, sostoyaniem i ispol'zovaniem kotorogo Tserkov'yu1 upravlyaet Tserkov'2. Esli razdelit' eti tri komponenta, to mnogie voprosi i spori snimayutsya avtomaticheski.
Otnositel'no zametki kotoruyu ya tsitiroval - govorivshii ob etom, Kobak, chelovek ves'ma dalekii ot spekulyatsii; vo vremena SSSR on zashchishchal pamyatniki, i seichas on delaet to zhe samoe - zashchishchaet pamyatniki.
Pamyatniki - eto Tserkov'3. Zdanie, ego arhitektura, ego freski, rospisi, ubranstvo i ikoni (kak proizvedeniya chelovecheskogo geniya a ne kak osvyashchennii obraz, kotorii tseluyut veruyushchie).
Sosushchestvovanie Tserkvi3 i muzeya - neploho prohodit inogda, esli v kachestve eksponatov vistupaet ubranstvo i/ili samo zdanie. No vot, naprimer, perehod na takoe sosushchestvovanie v Isaakievskom sobore v SPb privel k gibeli odnogo iz eksponatov - mayatnika Fuko. Razmontirovali ego. A ya pomnyu, kak v 1988 godu priehala delegatsiya yaponskaya na nasu konferentsiyu i v svobodnii den' menya poprosil odin iz yapontsev svodit' k etomu mayatniku - on u sebya v Yaponii o nem nachitalsya. Sovmestim li mayatnik s Hramom? Vidimo vse zhe net; no mayatnika tozhe zhalko.
Mne poschastlivilos' posetit' Mirozhskii sobor v Pskove; odin iz nemnogih pamyatnikov, priznannih YUNESKO mirovim naslediem na territorii Rossii. Poschastlivilos' - potomu chto vnutr', k polnost'yu sohranivshimsya freskam rabori to li Rubleva, to li ego ucitelei, druzei i uchenikov, puskali tol'ko letom i tol'ko do teh por, poka vlazhnost' ne previshala normu; ee zakrivali "kak tol'ko"... Poschastlivilos' - potomu chto druz'ya rabotali v muzee, i zimoi odin raz v sutki, priotkriv sheloshkoi dver', niryali vnutr' - snyat' pokazaniya priborov. Nas (menya, sina i doch') postavili v zatilok i veleli prignut' vsled za nimi tak bistro, kak tol'ko mozhno. Velichie etogo shedevra daleko vihodit za ramki religioznih syuzhetov; i proveli mi tam neskol'ko chasov, naskol'ko pozvolyala rabota druzei. Oni zhe mne togda i rasskazali, chto Tserkov'2 neustanno prosit, nastaivaet i trebuet etot sobor vernut', i otkrit' v nem povsednevnie sluzhbi, kak velyat normi Tserkvi1. A eto avtomaticheski oznachaet gibel' fresok. Nu i kak bit'? Bilo eto v samie pervie godi perestroiki... Chem delo konchilos' - ne znayu. Mozhet, YUNESKO vse zhe spaslo, a mozhet i zagubila Tserkov'2 pamyatnik Tserkvi3 v pol'zu Tserkvi1; no esli eto sluchilos' - to poshlo li eto na pol'zu Tserkvi1?; a esli sobor tak i ne otdali - to kto postradal - Tserkov'1 ili Tserkov'2?
Chtobi vernut' razgovor na rel'si - NG IMHO govoril chashche o Tserkvi1, diskussionno govoril; nikogda o Tserkvi2; i inogda o Tserkvi3. Pevets on ili ne Pevets, vot v chem teper' vopros.

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 24 янв 2007, 03:16

В этой теме очень непросто найти общий язык. Икона в музее - как дитя в детдоме. Нет иконы, написанной без молитвы. Нет иконы, написанной не для молитвы. Бесценные фрески могут (могли) быть утрачены? Возможно. Но могут и перестать разрушаться, как обрела иное состояние, расцвела красками, начала мироточить простая чёрно-белая ксерокопия одной иконы. Вне церкви, вне веры не было бы этих "предметов религиозного искусства", и с такой точки зрения никакие они не произведения человеческого гения. Человек водит кистью по стене или доске, пером - по бумаге, и только. Ему не приходит в голову подписывать рядом своё имя. Гумилёв-христианин может быть понят, мне кажется, только в том случае, если удастся приблизиться к его пониманию веры, встать на общую с ним мировоззреческую платформу (хотя бы мысленно), взглянуть на "искусство иноков" его глазами.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине...
Вряд ли автор этих строк, придя в бывший кафедральный собор, радовался бы созерцанию мелденного движения маятника, демонстрирующего справедливость учения Коперника. Он-то хотел помолиться.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

Сообщение Vitalii » 24 янв 2007, 06:49

Vi pravi:
В этой теме очень непросто найти общий язык.

Eto, vprochem, spravedlivo po otmosheniyu k pochti lyuboi teme, krome uzh vpolne ochevidnih ochevidnostei.
Vi govorite pro Tserkov'1, pro Veru chelovecheskuyu. Dlya veri i sluzheniya Bogu net nuzhdi dazhe idti v Tserkov'3 - Bog vezde, on v nas i vokrug nas, ibo mi - v Bozh'em mire. Speavedlivo li eto s vashei tochki zreniya?
Dalee - menya vsegda smushchala, a seichas osobenno - mnozhestvennost' Edinih Bogov. Dazhe Rozhdestvo Hrista katolikov i Hrista pravoslavnih prihoditsya na raznie dni; kolichestvo tol'ko krupnih hristianskih tserkvei raznih tolkov v Ensenade s ee 300.000 zhitelei bol'she 3-h desyatkov.
Zhil ya god v Yaponii; bil v svyashchennih mestah i sintoistov i buddistov; iskrenne veruyushchie v svoego edinogo Boga lyudi; osobenno sintoisti - eti govoryat vsluh - Bog v kazhdoi peschinke, v vozduhe, kotorii mi vdihaem. Podnyal glaza k nebu - posmotrel v glaza Bogu.
Dalee - ochen' uzh poluchaetsya prinizhennim chelovek, esli on TOL"KO
водит кистью по стене или доске, пером - по бумаге
bez dushevnoi raboti. Togda i osel, vodya hvostom po dorozhnoi pili, tvorit molitvu.
Nashe ponimanie ushedshei epohi konechno nepolnoe i nesovershennoe. Pomnyu, sprosil ya Ekaterinu Konstantinovnu Livshits, pochemu Ahmatova pishet "...muzh v mogile, sin v tyur'me...", ved' Punin zhiv; ona usmehnulas' i skazala: "Vi ne ponimaete... Venchana AA bila odnazhdi, s Gumilevim, i on ee Muzh. Tserkovnogo razvoda ona ne poluchila, a ovdovev - ne venchalas'. Potomu vse ostal'nie - ee sozhiteli..."
Poetomu, esli ne popitat'sya
встать на общую с ним мировоззреческую платформу хотя бы мысленно
to mi sootvetstvenno nichego ne poimem, opyat' zhe vi pravi.
No - togda uzh ne natyagivaite TOL"KO pro vernuyu tverdinyu pravoslav'ya, kak znak togo, chto NG vospeval pravoslavnuyu tserkov'; davaite govorit' o POLNOM Gumileve, a ne o izbrannom na religioznuyu temu. Na pravoslavnuyu, musul'manskuyu, konfutsianskuyu, buddistskuy... vsego hvatit.
Togda mozhet i razgovor poluchitsya, i poimem mi bol'she.

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Re: Ne ponyal

Сообщение Рене » 24 янв 2007, 07:07

[quote="Vitalii"]Rene, ne ponyal pro Kuzmina.
Blizkoi deruzhbi s NG ne bilo; priyatel'skie otnosheniya bili.
Vi chto imeli v vidu,? - esli ne zatrudnit, rasskazhite, pozhaluista.[/quote]

Ничего ТАКОГО я не имел в виду. Но близкими друзьями Гумилев с Кузминым были. В период до 10-го года.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

тем более не понял

Сообщение Vitalii » 24 янв 2007, 08:09

Мда... Так можно из любого поэта надергать подходящих цитат. Странно, что еще не приплели сюда дружбу с Мишей Кузминым

Тем более не понял...
Там было про "рыжего"; Хонтор не вспомнил откуда; я нашел - и мне показалось что про рыжего Блюмкина интересно будет всем. А как Кузмин появился - вот этот ход мысли я и не понял...

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 24 янв 2007, 08:30

Да нет, это был ответ на Вашу цитату с www.gayrussia.ru, где надерганы стихи Гумилева с якобы гомосексуальным подтекстом.

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 24 янв 2007, 08:35

Еще поясню. Я по ссылке не ходил, отреагировал на приведенные выдержки, которые при желании можно трактовать как свидетельство нетрадиционной ориентации поэта. Дружбу с Кузминым вспомнил именно в этом контексте.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

ponyal...

Сообщение Vitalii » 24 янв 2007, 09:05

Rene, ponyal;
nad etim podborom ya iskrenne posmeyalsya;
vot i eshche odna knizhka m.b. napisana i nazvana gordo...

k chemu i ostal'nih priglashayu. :))
A zapodozrit' NG v drugoi orientatsii - smeshnee ne pridumat'.

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Сообщение Елена из Питера » 24 янв 2007, 09:22

davaite govorit' o POLNOM Gumileve

Если говорить о полном Гумилеве, то без православия не обойтись! Конечно, не надо делать из Н. С. какого-то подвижника веры, как это происходит в монографии Ю. В. Зобнина "Гумилёв - поэт православия"! Но согласитесь, что Гумилев был православный по вере и воспитанию. И все культуры он воспринимал через призму православной культуры. И в Абиссинию поехал как раз потому, что абиссинцы считались не просто христианами, а православными.
А вообще, по-моему, самая главная тема его творчества, которая прослеживается во всех стихах, это одиночество

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 24 янв 2007, 09:50

В принципе, насчет православия согласен с Вами, Елена. Если бы Гумилев даже не написал ни слова о Христе, все равно никуда не делась бы та культурная среда, которой он рос. Вряд ли можно говорить о его язычестве, по крайней мере, не больше, чем о его мусульманстве или буддизме. Стихи на соответствующую тему найти можно, но это всего лишь маски, коих во всем его творчестве - бесчисленное множество.

Вот с Логосом и властью над миром поэтов сложнее. Но опять же за рамки христианства эта тема не выходит. Можно отчасти Гумилева назвать гностиком, благо бесчисленные змеи и драконы сюда хорошо вписываются. А можно говорить, что это именно переосмысление православия в поэтическом духе.

Vitalii
Сообщения: 423
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 06:38
Откуда: Meksika

NG skazal:

Сообщение Vitalii » 24 янв 2007, 11:03

Poznanie Boga, prekrasnaya dama Teologiya ostanetsya na svoem prestole, no ni ee nizvodit' do stepeni literaturi, ni literaturu podnimat' v ee almaznii holod akmeisti ne hotyat.
Nikolai Gumilev

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Сообщение Елена из Питера » 24 янв 2007, 11:14

А православие против богостроительства! И эта фраза как раз и показывает, что Н. С. мыслил православными категориями.
А Н. Я. Мандельштам вообще называла Гумилева, Ахматову, и Мандельштама людьми, которые начисто отказались от пересмотра православия (извините, если, не правильно процитировала, но смысл именно этот).

Рене
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 22 янв 2007, 07:41

Сообщение Рене » 24 янв 2007, 11:56

Манифест - это всего лишь манифест. В пору его написания Гумилев действительно не хотел лезть в богоискательство и богостроительство, у него другая задача была - освоение уже существующего мира поэтическими средствами. Но году к 16-17-му он ее решил. А дальше началось уже нечто иное - построение нового мира, своего. И здесь без боготворчества он обойтись не мог. Возьмите тот же "Звездный ужас" - в пору манифеста ничего подобного он бы не написал, потому что другими категориями оперировал.


Вернуться в «О творчестве»