Простите, что уклоняюсь ещё дальше от Гумилёва, но...
Sergei, eto ne uklonenie - skoree naoborot. Bed' kniga Zobnina, polozhivshaya nachalo etoi teme, nazivaetsya "Gumilev - poet pravoslaviya". Ne "Motivi pravoslaviya v tvorchestve...", i ne kak nibud' eshche, a dostatochno odnoznachno - "Poet pravoslaviya". Mnogoe mozhno vspomnit' - ot "Kipling - pevets imperializma" do "Mayakovskii - pevets sotsializma". Kak avtor, Zobnin imel polnoe pravo dat' lyuboe nazvanie; a mi kak chitateli imeem polnoe pravo s nim soglashat'sya ili net. Srazu zhe voznikaet vopros - mozhet bit' Bogomolov dolzhen bil nazvat' svoyu rabotu "Gumilev - poet okkul'tizma"?
церковь отделена от государства, поэтому формально властью быть не может
Formal'no vori v zakone prestupniki, a real'no...
Smotrite, chto NE-formal'no proishodit:
По настоянию Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской православной церкви руководство Государственного театра оперы и балета Коми отменило полноценную постановку "Балды" Дмитрия Шостаковича по известному произведению Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде". Недовольство священников вызвал образ попа.
http://www.izvestia.ru/lpage/article3096307/
Konechno, poka vrode bi nasil'no v tserkov' ne gonyat, kak formal'no ne bilo zakona, zapreshchayushchego hodit' v tserkov' vo vremena moei molodosti. Odnako soobshcheniya v komitet komsomola chto "KOMSOMOLKA" bila v tserkvi, vpolne hvatilo, chtobi ee iz komsomola isklyuchit'; vrode bi erunda, da? a vot postupit' v institut s harakteristikoi, gde otmecheno chto "iz komsomola isklyuchena" - ei, uvi, ne udalos'... Potom ona vmeste s mater'yu stala aktivnoi evangelistkoi, potom oni obe popali pod sud, za molitvennie sobraniya u nih doma, potom na zonu - tak poseshchenie tserkvi sdelalo ee pochti-chto pervohristianskoi muchenitsei. Sosedka moya v detstve, cherez dorogu sem'ya zhila, i bila ona let na 7 starshe menya. A menya rodstvenniki na ee primere uchili ne visovivat'sya... Ochen' bi ne hotelos' chtobi voznikla neobhodimost' imet' v harakteristikah stroku: "Tserkov' poseshchaet regulyarno".
Sudya po tomu kak istovo nashe pravitel'stvo otstaivaet molebni, a parlamentarii letayut za blagodatnim ognem - ne vse tak prosto, kak formal'noe razdelenie tserkvi i gosydarstva. No eto uzhe deistvitel'no za ramkami nashei diskussii; a vot to, chto namechaetsya nevozmozhnost' poslushat' muziku Shostakovicha i stihi Pushkina, esli tak i dal'she poidet - imenno i zastavlyayut menya nastaivat' na tom, chto
Власть отвратительна, как руки брадобрея.
О, если б распахнуть, да как нельзя скорее,
На Адриатику широкое окно.
Pravda, protsitiroval ya po pamyati s oshibkoi... ruki, a ne pal'tsi...
Dopolnyaya, mogu poradovat' soobshchestvo eshche odnoi tsitatoi:
Марк Твен, рассказ “О парикмахерах”:
Затем он начал меня брить, вдавливая мне пальцы в лицо, чтобы растянуть кожу, поворачивая и вертя мою голову то в одну сторону, то в другую, и все время весело поплевывая. Пока он орудовал на грубых частях моего лица, я не страдал, но когда он начал скрести, соскабливать и тянуть меня за подбородок, слезы выступили у меня на глазах. После этого он обратил мой нос в рукоятку, чтобы ловчее брить углы моей верхней губы, и благодаря этому я мог ощутительно убедиться, что в число его обязанностей в лавке входила чистка керосиновых ламп.
Imenno poetomu vsegda noshu borodu, a esli prispichit - breyus' sam... :))
Vozvrashchayas' k Pushkinu:
imeyu pravo ili ne imeyu pravo chitat' "Skazku o pope? Ili ee tozhe, kak stihi Gumileva vo vremena SSSR nado budet perepechativat' na mashinke, a pri obiskah skazku budut izimat'?
Ya ne hochu chtobi moyu golovu verteli v raznie storoni; ya sam hochu reshat', chtitat' mne Pushkina, ili otlozhit' i pochitat' Bibliyu.
"Я вот это пишу, а в открытое окно врывается праздничный перезвон колоколов"
Zaviduyu - zdes' kolokol odin, i zvenit hriplo. Podtverzhdayu - vera vesh' velikaya. Poka te, komu po chinu polozheno okormlyat' pastvu ne lezut v tsenzurnie komiteti.
OK, ya soglasen chto eksponati razgromlennoi v Moskve veruyushchimi hristianami vistavki (v Saharovskom tsentre) ob'ektami iskusstva strogo govorya ne yavlyayutsya. No - gromit'-to zachem? Hristos izgonyal torguyushchih iz hrama, i kak sdaetsya mne - na rinochnuyu ploshchad'... Potomu kak s rinka izgnat' torguyushchih nevozmozhno i pomislit', on dlya togo i rinok. Voinstvuyushchie ateisti krushili ikoni; voinstvuyushchie teisti krushili eksponati. Za eto li otdal svoyu zhizn' Hristos?