ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Обсуждения, споры, вопросы и т.п.
ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Сообщение ИванПолувеков » 23 окт 2009, 11:31

Среди нас есть люди, у которых слово "эйдолология" находится в активном словаре, они пользуются этим словом, как хорошо знакомым (как им, так и читателям. Поскольку это слово не сопровождается пояснением, приличествующим малоизвестному слову).

Предлагаю составить коллективное определение этого термина. Подозреваю, что если даже примут участие 56 человек из ста двух обитателей форума - то этого будет мало, надо пригласить (призвать на помощь) специалистов по серебряному веку, по поэтике серебряного века, по творчеству Гумилёва., и т.п. - настолько туманно определено это слово у Гумилёва.

Приложение. Вот в каком контексте вводит Гумилёв это слово:

Композиция имеет дело с единицами идейного порядка и изучает интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворений Сюда же относится и учение о строфах, потому что та или иная строфа оказывает большое влияние на ход мысли поэта.

Эйдолология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта.

Каждый из этих отделов незаметно переходит в другой, а эйдолология непосредственно примыкает к поэтической психологии. Разграничительных линий провести нельзя, да и не надо. В действительно великих произведениях поэзии всем четырем частям уделено равное внимание, они взаимно дополняют одна Другую. Таковы поэмы Гомера, такова Божественная Комедия. Крупные поэтические направления обыкновенно устремляют особое внимание на два каких-нибудь отдела, объединяя их между собой и оставляя в тени два других. Меньшие выделяют, лишь один отдел, иногда даже один какой-нибудь прием, входящий в его состав. Укажу кстати, что возникший в последние годы акмеизм выставляет основным требованием равно мерное внимание ко всем четырем отделам.


Наши старообрядцы поют: аллилуйа, аллилуйа. слава Тебе, Боже! У православных слово аллилуйа повторено три раза. Отсюда большой спор.

И в эйдолологическом отношении мы чувствуем в. старой редакции обращение порознь ко всем лицам Пресвятой Троицы, тогда как в новой четвертое обращение относится неизвестно к кому.
"Анатомия стихотворения"


А может, кроме этого, есть и ещё трактовки этого понятия? У Гумилёва. Или, может, у какого-нибудь "тайного" акмеиста?

ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

эйдолология

Сообщение ИванПолувеков » 08 июн 2010, 15:48

Тайных не нашёл, но вот встретилось мне греческое слово EIDOS, что значит "вид". Может, отсюда и пошло?

toto pro pars

Re: ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Сообщение toto pro pars » 08 мар 2012, 22:33

ЭЙДОЛОЛОГИЯ (ЭЙДОС - поле отражения знака, изображения; ОЛОС - целое, всеобщее, прана, дух, анима; ЛОГИЯ - учение, знание)
Знание о целом, которое проявляется в знаках (слове, чувстве, эмоции, образе) т.е. вербализация целого. Сдесь же необходимо упомянуть о СИНЕХОЛОГИИ (от греч. synechein сцеплять) по Гербарту, учение о пространстве, времени и материи как о чем-то непрерывном и взаимосвязанном. А также СИНЕКДОХЕ "toto pro pars"(целое взамен части), тогда, когда она применяет целое вместо части, например: Пушкин А.С. «Все флаги в гости будут к нам»;
Мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) можно говорить о переносном смысле образа.

ИванПолувеков
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 19 июн 2009, 05:47
Откуда: Хакасия
Контактная информация:

Re: ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Сообщение ИванПолувеков » 09 мар 2012, 06:24

toto pro pars писал(а):ЭЙДОЛОЛОГИЯ (ЭЙДОС - поле отражения знака, изображения; ОЛОС - целое, всеобщее, прана, дух, анима; ЛОГИЯ - учение, знание)
Знание о целом, которое проявляется в знаках (слове, чувстве, эмоции, образе) т.е. вербализация целого. Сдесь же необходимо упомянуть о СИНЕХОЛОГИИ (от греч. synechein сцеплять) по Гербарту, учение о пространстве, времени и материи как о чем-то непрерывном и взаимосвязанном. А также СИНЕКДОХЕ "toto pro pars"(целое взамен части), тогда, когда она применяет целое вместо части, например: Пушкин А.С. «Все флаги в гости будут к нам»;
Мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) можно говорить о переносном смысле образа.
Было время, когда я почти все метафоры Гумилёва собирался назвать синекдохами. У меня создалось впечатление, что вы даёте определение синекдохи наоборот, вывернутое наизнанку. На мой взгляд, художественный приём (троп) называемый синекдохой, заключается в том, что мы берём ЧАСТЬ, признаём её ПОЛНОМОЧНОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЕЙ целого (пренебрегая остальными свойствами, частями, пренебрегая остальными линиями связи с окружающей действительностью) - и в дальнейшем ЗАМЕНЯЕМ, пользуемся этой частью как обозначением для целого, НЕ ОГОВАРИВАЯ этого каждый раз, а прямо говорим НОС (вместо человек), ...."А в переулке забор дощатый, дом в три окна и серый газон" - что это, как не ЧАСТЬ мира, о котором смертельно тоскует Гумилёв? Что же обозначено этими словами "...забор дощатый..."? Она, и только она, находящаяся в ОПРЕДЕЛЁННЫХ обстоятельствах.

toto per pares

Re: ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Сообщение toto per pares » 09 мар 2012, 16:01

Известно, что СИНЕДОКХА в ее способе выражения "целое передает частное "относится к тропам (tropos - путь), т.е. является путем, посредством которого возможно приблизиться к ЭЙДОЛОЛОГИИ, таким же путем может быть научный индуктивно-дедуктивный метод (от общего к частному и от частного к общему) причем достоверен он только в том случае, когда результаты после проведения анализа совпадают.

ЭЙДОЛОЛОГИЯ скорее пункт назначения, состояние прозрачности сознания в котором необходимо найти способ соединения поэтического логоса с логосом олоса, души, праны и наблюдать следствия на примере возникновения камертонального звучания поэзиса единства индивидуальности и бытия. Произведение необходимо соотнести с камертоном индивидуальности и бытия относительно избранной темы.

toto pre pars

Re: ЭЙДОЛОЛОГИЯ

Сообщение toto pre pars » 09 мар 2012, 16:10

Гумилев обозначал ЭЙДОЛОГОГИЮ как часть анатомического строения поэзии, возможно необходимо учитивать целостность анатоми?

Гумилев: "Теория поэзии может быть разделена на четыре отдела: фонетику, стилистику, композицию и эйдолологию.

Фонетика исследует звуковую сторону стиха, ритмы, то есть смену повышений и понижений голоса, инструментовку, то есть качество и связь между собою различных звуков, науку об окончаниях и науку о рифме с её звуковой стороны.

Стилистика рассматривает впечатление, производимое словом в зависимости от его происхождения, возраста, принадлежности к той или иной грамматической категории, места во фразе, а также группой слов, составляющих как бы одно целое, например, сравнением, метафорой и пр.

Композиция имеет дело с единицами идейного порядка и изучает интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение. Сюда же относится и учение о строфах, потому что та или иная строфа оказывает большое влияние на ход мысли поэта.

Эйдолология подводит итог темам поэзии и возможным отношениям к этим темам поэта."


Вернуться в «О творчестве»