Ещё одно интервью.
«Вечерний Новосибирск», 16.04.2009. Владимир КУЗМЕНКИН, «Поэт Серебряного века как герой нашего времени»:
Н. Носков:
Когда фильм должен выйти? Знаете, это меня не очень беспокоит, главное — чтобы он начался. Я надеюсь на бюджетные деньги. Искать спонсоров в частном порядке — страшновато. Я уже сталкивался с этим, когда писал свои альбомы. Деньги появляются в какой-то период, ты выполняешь работу на 30–40 процентов, а потом к тебе приходят и говорят: верните то, что затратили. И ты уже не знаешь, куда деваться.
А ведь идея фильма как бы ложится на национальный проект, и потому есть возможность получить бюджетные деньги. Да они уже и предлагаются, но на них можно снять лишь некий документальный фильм. Но если вставить документы в это кино, то тогда и музыка, и вообще вся идея фильма теряются, получится просто кино о Серебряном веке и ничего больше.
Будет ли это такое кино, как «Адмирал»? Нет, вряд ли. По-моему, человек, давший присягу защищать Родину и готовый, если надо, отдать за нее жизнь, понимает, как он должен поступить в той или иной ситуации. Понимает, что, возможно, ему придется расстаться с жизнью ради своей страны, принципов, ради самой жизни… А Гумилев мог ведь вообще не идти на войну, потому что он был освобожден от этого по своим физическим недостаткам. Но он идет и совершает там невероятные вещи. Есть рассказы очевидцев о том, как солдат поднимали в атаку, но застрочил пулемет, который был новым тогда оружием — его мало кто видел… Атака захлебнулась, но Гумилев встал на бруствер, распростер руки и смотрел в сторону неприятеля. Пулемет был недалеко, но ни одна пуля Гумилева не задела. Он знал, что ему было предопределено, — было у него такое предчувствие, что ли. Такие люди обладают очень неординарной интуицией — они могут многое просчитать, в том числе и свой последний день.
Ведь в чем вся идея?! На образе Николая Гумилева как раз и создается образ сегодняшнего человека — героя нашего времени. Многое связано с мистикой. Там не все просто: было и курение опиума, и изучение каббалистики… И все это, чтобы, например, встретиться с Люцифером, поговорить. Это он делал в Сорбонне, во Франции. И, кстати говоря, там до сих пор его помнят. Там есть русско-французское общество, которое хранит воспоминания о Гумилеве. Я хочу показать молодежи живого, настоящего человека, безгранично любящего страну. А это его необыкновенное отношение к женщине! Полноценная и полнокровная любовь к жизни!
<...> Я написал сценарную заявку. Создал некую канву, связав факты из жизни Николая Гумилева. Но знаете, хороший сценарист — это совсем другая история. Он как раз и нужен, чтобы написать образ. Чтобы все поняли: Гумилев — герой нашего времени. И необязательно, чтобы он был внешне похож.
<...> Я не знал и не понимал, почему это мне интересно, почему я начал так сильно и планомерно заниматься Гумилевым. Думаю, что есть какая-то великая вещь, которая к нам снисходит, а объяснить ее мы не можем. Нас ведет…
Я уже много раз говорил себе: хватит, не буду больше этим заниматься! Написал музыку — и прекрасно. Действительно, получилась хорошая музыка, интересные аранжировки, получился очень такой углубленный музыкальный материал. Несколько композиций, которые являются саундтреком к фильму «Гумилев», войдут в новую программу. Осенью выйдет новый альбом. Но… когда начнется реальная подготовка к фильму «Гумилев» — тогда все еще интереснее будет! Кстати, фамилия в названии будет с твердым знаком — как он сам писал…