Пьеса для обсуждения

Общаемся на любую тему, не уходя далеко от основной темы :)
Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Пьеса для обсуждения

Сообщение Елена из Питера » 27 мар 2009, 15:30

Школа петербургского флирта

сказочная комедия в 2-х действиях



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

К о н с т а н т и н С м о л ь н ы й,
музыкант.

Т а т ь я н а Л а р к и н а,
одинокая петербурженка.


Действие в Петербурге.

Полуподвал, приспособленный под репетиционное помещение. Музыкальные инструменты. Главный вход – справа, скрыт от зрителей трубами теплоцентрали. Посредине – деревянная дверь, которая наглухо закрыта. Попасть за неё можно, только вынув кусок фанеры из нижней части двери.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

К о н с т а н т и н в мотоциклетном шлеме сидит на лежащей на боку акустической колонке и тупо щёлкает крышкой зажигалки «Zippo». Затем находит в кармане папиросы и, подняв щиток шлема, закуривает. Сделав несколько затяжек, подходит к радио, висящему над центральной дверью, включает его, слушает и начинает подыгрывать и подпевать звучащей по радио песне.

Р а д и о.
Пустой, как зимний ветер,
Пустой, как твоя болтовня,
Пустой – и никто на свете
Не интересует меня.

Пустой, как холостой выстрел,
Пустой – и ни единой строки.
Постой, но был же смысл
В бегах наперегонки...

Может, я уже, Боже,
Я уже умер, ты уже тоже.
Мир так безумен и тревожен –
Мир уже умер, век уже прожит.

Мир устал от зимы, устал
От того, что я в нем живу.
Не смотри на Неву с моста,
Не смотри с моста на Неву... («Пустой», Михаил Борзыкин, 2004, «МегаМизантроп»)

Оставив гитару, К о н с т а н т и н переходит к барабанам. Оторвавшись на них вволю, завершает своё соло ударом по большим тарелкам. Почти тут же на сцену вылетает ещё одна музыкальная тарелка. Входит Т а т ь я н а. В руках у неё колотушка и железный крюк.

Т а т ь я н а. Там написано: «Перед тем, как войти – бей по тарелке». Я стукнула. А она отвалилась.

К о н с т а н т и н. Значит – судьба...

Т а т ь я н а. Простите. (Про колотушку и крюк.) Куда это?

К о н с т а н т и н. Положите где-нибудь.

Т а т ь я н а. Здравствуйте.

К о н с т а н т и н. Здравствуйте.

Т а т ь я н а. С тарелкой это вы забавно придумали. И, вообще, у вас здесь так всё оригинально оформлено. Творческий подход. Мне нравится.

К о н с т а н т и н. Да пожалуйста...

Маленькая неловкая пауза.

Т а т ь я н а. Ах, да! Простите! Я все принесла… Сейчас, минуточку... (Роется в сумочке, достаёт бумаги.) Вот квитанция об оплате... Вот карточка с моим личным номером... Расписание занятий... Я уже Аркадию говорила, когда записывалась на курс... Бывает же в жизни! Так всё удачно ужасно сложилось - ужасно удачно! – у нас сегодня встреча одноклассников. И сегодня же первый визит к вам. Меня Татьяна зовут. Можете, просто Таня.

К о н с т а н т и н. Костя.

Т а т ь я н а. Я немного волнуюсь, целый месяц ждала этого дня – от него, мне кажется, зависит вся моя будущая жизнь...

К о н с т а н т и н (глядя в квитанцию). Пятьсот баксов?! Это за что?

Т а т ь я н а. Как за что? Во-первых, я хочу очень хорошо выглядеть...

К о н с т а н т и н. А вы куда пришли?

Т а т ь я н а. Преображенская, пять, правильно?

К о н с т а н т и н. Правильно.

Т а т ь я н а. Вы с Аркадием работаете? От Аркадия?

К о н с т а н т и н. А кто такой Аркадий?

Т а т ь я н а. Аркадий – это Аркадий. Аркадий Андреевич Абайдуллин. Директор агентства.

К о н с т а н т и н. Какого агентства? Здесь нет никакого агентства.

Т а т ь я н а. Я знаю. Но месяц назад я была у него в агентстве. В главном офисе, на Фонтанке. Я честно за всё заплатила – мне назначили сегодняшний день, дали этот адрес, телефон для связи, вот визитка, читайте, я вчера звонила - мне подтвердили, что всё в порядке, меня будут ждать. Я пришла.

К о н с т а н т и н. А кто должен ждать?

Т а т ь я н а. Вы. Специалисты. Педагоги.

К о н с т а н т и н. Так вы сюда учиться пришли?

Т а т ь я н а. Не только учиться... Подождите, может быть, здесь есть какой-то другой вход?

К о н с т а н т и н. Нет. Только этот. (Про центральную дверь.) А это – театральный прокат, но там сейчас закрыто, нет никого, а здесь, вообще, музыкой занимаются. Вы ошиблись.

Т а т ь я н а. Нет, подождите... (Достает из сумочки мобильный телефон.) Можно, я от вас позвоню?

К о н с т а н т и н. Звоните.

Т а т ь я н а. Спасибо. (Набирает номер, сверяясь с визиткой.) Это точно Преображенская, пять?

К о н с т а н т и н. Точно.

Т а т ь я н а. «Вне зоны...» (Убирает телефон в сумочку.) Я чего-то не понимаю...

К о н с т а н т и н. Вариантов, на самом деле, два. Или вы что-то напутали...

Т а т ь я н а. Ничего я не напутала. Что я могла напутать? Смотрите сами – вот буклет – вот адрес главного офиса, телефон, вот ваш адрес, ваш телефон... Даже схема есть – вот стрелочка, ваш вход...

К о н с т а н т и н. Здесь вообще нет телефона...

Т а т ь я н а. Нет телефона?

К о н с т а н т и н. Нет. Здесь – подвал, андеграунд, подполье… (Изучает буклет.) Визаж, макияж, массаж... (Читает по дуге, вращая буклет.) «Школа петербургского флирта»?

Т а т ь я н а. Массаж - это дополнительная услуга. Так что же получается?

К о н с т а н т и н. Получается второй вариант. Обманули вас. Кинули на бабки.

Т а т ь я н а. Меня - что?

К о н с т а н т и н. Ну да. Сняли денег, дали фальшивый адрес, попросили придти через месяц... Конечно, кинули. Вы телек смотрите?

Т а т ь я н а. У меня нет…

К о н с т а н т и н. Сейчас это сплошь и рядом. Обещают устроить на работу или там познакомить с какими-нибудь сказочными барышнями, берут бабки вперёд... и кидают. Лохотрон.

Т а т ь я н а. И… И что мне делать?

К о н с т а н т и н. Не знаю. Аркадия вы точно больше не увидите, он где-нибудь на Кипре уже отдыхает. А бумажки эти ваши вообще ничего не стоят.

Т а т ь я н а. А вы не разыгрываете меня?

К о н с т а н т и н. А зачем мне?

Т а т ь я н а. Не знаю... Как-то всё это странно: а почему был указан именно этот адрес?

К о н с т а н т и н. А я-то откуда знаю?

Т а т ь я н а. Почему не какой-то другой?

К о н с т а н т и н. Наверное, мне повезло.

Т а т ь я н а. А откуда я могу знать, что вы не связаны с Аркадием?

К о н с т а н т и н. Да вы чего? Вы чего хотите?

Т а т ь я н а. Я заплатила деньги и хочу получить то, за что я эти деньги заплатила.

К о н с т а н т и н. А я-то здесь причём?

Т а т ь я н а. На худой конец – я хочу получить свои деньги назад. Я – обычный архивный работник и для меня это очень большая сумма. Я живу в коммуналке, у меня мама больная в Павловске, я долго откладывала на новый диван. Поверьте, для меня это было очень серьезным решением: отдать эти деньги.

К о н с т а н т и н. Я верю. Я вам, это, сочувствую.

Т а т ь я н а. Сегодня – очень важный день. Я так надеялась... Я так ждала... Я думала, что... Как же так? Это же нехорошо. Это очень нехорошо. Нельзя так поступать с людьми. Как так можно? Что мне делать теперь?

К о н с т а н т и н. Может, вам в милицию пойти?

Т а т ь я н а. Конечно, я пойду, напишу заявление, пусть ищут этого Аркадия, только сегодня-то мне что делать? Вы посмотрите, как я выгляжу. У меня через три часа самая важная в жизни встреча, а я здесь, в подвале, непонятно с кем, без копейки денег...

К о н с т а н т и н. Вот такая у нас страна...

Т а т ь я н а. Господи, да причём здесь страна? Год назад, вы понимаете, год тому назад мы условились устроить встречу выпускников. Мы двадцать лет не собирались!

К о н с т а н т и н. А зачем вы в брачное агентство-то пошли?

Т а т ь я н а. Да я бы не пошла... Зачем мне брачное агентство? Я пошла туда за другим. Я не нуждаюсь в услугах брачного агентства!

К о н с т а н т и н. А, понял... Визаж, макияж, флиртаж...

Т а т ь я н а низко опускает голову.

И вы за это отвалили пятьсот баксов?.. Вот гады. Сволочи.

Т а т ь я н а. Я им поверила. Такой милый, внимательный Аркадий. Шикарный офис, статуя Галатеи, кожаная мебель, кофе в фарфоровых чашечках... У меня даже мысли не возникло. Господи, какая же я дура! (Плачет.) За что мне всё это?

К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только давайте не будем здесь реветь! И так сыро… Может, я могу чем-то помочь?

Т а т ь я н а. Чем? Деньгами?

К о н с т а н т и н. Откуда у меня?

Т а т ь я н а. А чем?

К о н с т а н т и н. Ну, не знаю...

Т а т ь я н а медленно направляется к выходу.

К о н с т а н т и н (после того, как она почти скрылась). Вам платье красивое нужно?

Т а т ь я н а. Что?

К о н с т а н т и н. Платье красивое нужно? Ну… красивое платье…

Т а т ь я н а. И что?

К о н с т а н т и н. Здесь есть.

Т а т ь я н а. Где?

К о н с т а н т и н. Здесь. Я же говорю, здесь, вообще-то, прокат театральных костюмов. Тётка одна держит. Сначала в театрах разных работала, а теперь свой бизнес открыла. Просто у неё эта комната постоянно временно свободна, так мы репетируем здесь… Раз в сто лет… Короче, за этой дверью – все женские мечты, выбирайте, завтра вернёте.

Т а т ь я н а. Вы не шутите?

К о н с т а н т и н. Нет. Идите, смотрите. Ключа у меня, в принципе, нет... (Вынимает кусок фанеры из нижней части двери.) Но пару раз мы на выходные залезали туда. Делали пару концертов в её костюмах. Просто возвращали быстро, она и не замечала.

Т а т ь я н а. Театральные костюмы?

К о н с т а н т и н. Да вы поглядите... Там такие есть... Очень качественно сделано. Как для себя.

Т а т ь я н а. А это удобно?

К о н с т а н т и н. Идите, выбирайте. (Пропускает Т а т ь я н у внутрь.) Бесплатно.

Т а т ь я н а. Спасибо.

К о н с т а н т и н. Не за что. (Возвращается к барабанам.)

Г о л о с Т а т ь я н ы. Откуда здесь такие костюмы?!

К о н с т а н т и н. Я же говорю – что-то из театров… Что-то с «Ленфильма»! (Продолжает играть.) Подобрали что-нибудь?

Появляется Т а т ь я н а в старинном платье.

Сказочно. Подходит?

Т а т ь я н а. Это же настоящее...

К о н с т а н т и н. Нравится?

Т а т ь я н а. Ещё бы. Да вы знаете, чьё это платье? Изначально? Посмотрите, здесь написано. (Поворачивается к К о н с т а н т и н у спиной.) Застегните, кстати, там крючочки.

К о н с т а н т и н (читает, застёгивая платье). «О. Высотская».

Т а т ь я н а. Я уже благодарна Аркадию за нашу встречу. Вы делаете меня счастливой. Это просто выше моих ожиданий, я и подумать не могла...

К о н с т а н т и н. Вы Высоцкого так любите? Это родственница его, что ли?

Т а т ь я н а. Не Высоцкая, а Высотская. Актриса Александринского театра. У нее ещё был сын от Гумилёва. Орест.

К о н с т а н т и н. От Гумилёва? А Гумилёв... Гумилёв – это же муж Ахматовой!

Т а т ь я н а. Ну, это всем известно… Широко известный факт. Да, они были женаты. Какое-то время. От их брака тоже, кстати, родился сын, Лев. Они с Орестом потом очень дружили.

К о н с т а н т и н. Да вы всё про них знаете...

Т а т ь я н а. Я вам больше скажу – в моей жизни бывают моменты, когда меня в буквальном смысле спасает поэзия Серебряного века.

К о н с т а н т и н. Это как?

Т а т ь я н а. Я всегда ношу с собой маленький сборник. И когда мне становится плохо, я просто открываю его наугад и тыкаю пальцем. Вот так. (Показывает.) «На руке его много блестящих колец – Покорённых им девичьих нежных сердец...» Ой! (Смотрит на его руки.) Это прямо про вас!

К о н с т а н т и н. Интересно… У вас – стихи, у меня – музыка… Когда у меня депресняк - я радио включаю. (Включает радио.)

Р а д и о.
«…ты рад тому, что солнце взошло,
Если Бог - твой босс, а не босс - твой бог,
Если ты веришь людям, несмотря ни на что,
То я рад за тебя, потому что ты - лох!

Быть лохом - это не плохо,
Быть лохом - это не плохо…» («Быть лохом», Кирилл Комаров, 2008)

К о н с т а н т и н. А это – про вас.

Т а т ь я н а. Выключите, пожалуйста.

К о н с т а н т и н. Пожалуйста. (Выключает радио.)

Т а т ь я н а. Я никогда этого не пойму.

К о н с т а н т и н. Чего?

Т а т ь я н а. Это как же нужно относиться к окружающим тебя людям, чтобы так с ними поступать?

К о н с т а н т и н. Я же говорю: гады.

Т а т ь я н а. А вы – не гад, вы – хороший...

К о н с т а н т и н. Просто вы меня мало знаете...

Т а т ь я н а. Да-да, «На руке его много блестящих колец...»

К о н с т а н т и н. В общем, платье вам нравится?

Т а т ь я н а. Не просто нравится – я восхищена.

К о н с т а н т и н. Помог я вам хоть немного?

Т а т ь я н а. Не то слово. А скажите, я там видела коробки в углу – это что?

К о н с т а н т и н. Обувь.

Т а т ь я н а. Я так и подумала.

К о н с т а н т и н. Да, действительно, такое платье и кеды. Бестолково как-то… (Лезет в лаз.) У вас какой размер?

Т а т ь я н а. Тридцать шесть. (Ему вслед). Там справа, у окна, есть очень интересные туфли! И ещё я подумала, что прическу я сделать уже не успею, так, может, мне ещё какую-нибудь шляпку?..

К о н с т а н т и н (появляется в отверстии двери с коробкой в руках). Шляпку?

Т а т ь я н а. Это не обременительно?

К о н с т а н т и н. Только завтра всё должно быть на месте.

Т а т ь я н а. Клянусь.

Т а т ь я н а надевает туфли. Появляется К о н с т а н т и н с шляпкой, которую водружает на голову Т а т ь я н е.

Т а т ь я н а. Хорошо получилось?

К о н с т а н т и н. Вещь!

Т а т ь я н а. Правда? Красиво? А у вас есть зеркало?

К о н с т а н т и н. Блин! Только там. (Показывает на дверь.) Полезете?

Т а т ь я н а. Блин…

К о н с т а н т и н. Да как мужик вам говорю – отлично всё! А для встречи выпускников – просто отпад.

Т а т ь я н а использует музыкальную тарелку, как зеркало, вручив её К о н с т а н т и н у.

Т а т ь я н а. Платье самой Ольги Высотской! «И ты ушла, в простом и тёмном платье, Похожая на древнее распятье...» Это же про неё Гумилёв писал.

К о н с т а н т и н. Про это платье?

Т а т ь я н а. Думаете, про это?.. О-о, нет-нет-нет, нельзя его отдавать в прокат – какой ужас! это же историческая ценность! – могут испортить. Я, я куплю это платье! Я обязательно заплачу. Не сейчас, потом. Поймают этого Аркадия, вернут мне мои деньги – и я заплачу.

К о н с т а н т и н. Успокойтесь.

Т а т ь я н а. Почему?

К о н с т а н т и н. Потому что не поймают... У вас встреча когда?

Т а т ь я н а. В восемь.

К о н с т а н т и н. Успеете? Не опоздаете?

Т а т ь я н а. Ой!

К о н с т а н т и н. Что?

Т а т ь я н а. Зачем вы об этом спросили?

К о н с т а н т и н. А что?

Т а т ь я н а. Может, мне не идти?

К о н с т а н т и н. Как – не идти? У вас же важная встреча? Вы же год назад договаривались?

Т а т ь я н а. Я отчётливо понимаю, что я не готова.

К о н с т а н т и н. В смысле?

Т а т ь я н а. Не готова к встрече. Глупо, конечно, я понимаю... Я понадеялась на этого треклятого Аркадия. Он пообещал, что мне помогут... что меня подготовят...

К о н с т а н т и н. К чему?

Т а т ь я н а. Да к встрече же!

К о н с т а н т и н. Не врубаюсь.

Т а т ь я н а. Целую исповедь перед ним держала, всю себя наизнанку перед ним вывернула... (Собирается плакать.)

К о н с т а н т и н. Эй-эй-эй, только без слёз! В чём проблема-то?

Т а т ь я н а. Здесь вы помочь мне не можете. Спасибо за чудесное платье. Я целых пять минут была в платье Ольги Высотской - вот мне и компенсация. Я сейчас всё вам верну и пойду домой.

К о н с т а н т и н. Дело ваше. Как хотите.

Т а т ь я н а. «Как хотите…» «Как хотите…» Я хочу, чтобы всё было хорошо... Ждала этого дня, как чуда какого-то... Так надеялась на эту встречу!

К о н с т а н т и н. Встреча, встреча, важная встреча! Я, конечно, не Аркадий, наизнанку выворачиваться не надо – просто скажите, в чём дело?

Т а т ь я н а. Дело в том, что там будет один человек... Очень важный для меня человек.

К о н с т а н т и н. Тоже выпускник?

Т а т ь я н а. Угу. Правда, он учился с нами только два последних года – девятый-десятый классы. А потом все разлетелись кто куда...

К о н с т а н т и н. Короче.

Т а т ь я н а. Короче, я ещё на выпускном хотела к нему подойти... Учились в одном классе и ни разу не разговаривали, представляете?.. Но не смогла. Даже посмотреть боялась в его сторону. И сейчас боюсь. Боюсь, что не смогу к нему подойти, не смогу заговорить...

К о н с т а н т и н. А чего с ним не так?

Т а т ь я н а. Это со мной что-то не так! Мне нужно раскрепоститься как-то!

К о н с т а н т и н. Может, просто накатить грамм сто перед встречей?

Т а т ь я н а. Не поможет. Я и в тот раз пробовала, для храбрости. Мне потом рассказывали, что сначала я хохотала, как безумная, а потом уснула в спортзале, на коне. Ну, на этом... (Показывает.)

К о н с т а н т и н. Я понял.

Пауза.

Что это вы на меня так смотрите?

Т а т ь я н а. Константин... Как по отчеству?

К о н с т а н т и н. Вениаминович.

Т а т ь я н а. Костенька! Вы так много для меня сделали... А главное – поддержали в трудную минуту. Все эти вещи – это просто необыкновенно! Я понимаю, что я вам, как снег на голову, но, может быть, у вас найдётся ещё полчасика для меня?

К о н с т а н т и н. М-м...

Т а т ь я н а. Просто побудьте им!

К о н с т а н т и н. Кем?

Т а т ь я н а. Им, Евгением. Его Евгений зовут. Понимаете? Татьяна… Евгений… Тоже ведь неслучайно. Я хочу на вас потренироваться. Простите - прорепетировать.

К о н с т а н т и н (со смехом). Ну, давайте... Прорепетируем.

Т а т ь я н а. Только не смейтесь надо мной.

К о н с т а н т и н. Постараюсь.

Т а т ь я н а. Пообещайте.

К о н с т а н т и н. Хорошо-хорошо. Быстрее начнём, быстрее закончим. Чего делать-то?

Т а т ь я н а. Так, встаньте здесь, пожалуйста. Я сейчас попробую к вам подойти и заговорить.

К о н с т а н т и н. А я тут пока, типа, шампанское пью.

Т а т ь я н а. Хорошо.

Пауза.

Нет, не могу. Мне что-то мешает. Вы не меня не смотрите! Я вам безразлична!

К о н с т а н т и н. А я и не должен смотреть. Там, на вечере, наверное, много разного народу будет...

Т а т ь я н а. Да, да, вы правы. Я как-то должна привлечь его внимание... Ну, подскажите же мне, у вас же наверняка такое было не раз! Пожалуйста!

К о н с т а н т и н. Было. Только девушки были другие.

Т а т ь я н а. Что значит - другие?

К о н с т а н т и н. Это не для вашей нежной психики.

Т а т ь я н а. Неважно. Сейчас это неважно. Что я должна делать, как себя вести?

К о н с т а н т и н. Ну, во-первых, для начала, надо просто попасться ему на глаза. Помаячить перед ним. Походить туда-сюда, что ли…

Т а т ь я н а. Так просто походить?

К о н с т а н т и н. Да вы съёженная какая-то... Не прячьте вы это дело. (Хлопает себя по заду.) Бразильские карнавалы когда-нибудь видели?

Т а т ь я н а. Ну, там-то уж совсем...

К о н с т а н т и н. Согласен. Сделайте сдержанный вариант. Питерский.

Т а т ь я н а пробует. К о н с т а н т и н смеется.

Т а т ь я н а. Плохо, да?

К о н с т а н т и н. Да нет, ничего, наука нехитрая. Вам просто это отрабатывать нужно.

Т а т ь я н а. Отвернитесь тогда.

К о н с т а н т и н. Я покурю пока.

Т а т ь я н а отрабатывает движение. К о н с т а н т и н курит.

Т а т ь я н а. А вот Николай Степанович - Гумилёв Николай Степанович – тоже папироски курил. У нас в архиве есть фотография двадцать первого года, где он с папироской. Рассказывают, что он даже смерть встретил с папироской в руке. А мама его так и не поверила, что он погиб. Она всем говорила, что он сбежал от чекистов и уехал на Мадагаскар.

К о н с т а н т и н. Да-а, на Мадагаскаре сейчас хорошо...

Т а т ь я н а. Хорошо… Хорошо…

К о н с т а н т и н поворачивается.

Т а т ь я н а. Вы взглянули, взглянули!

К о н с т а н т и н. Конечно, взглянул.

Т а т ь я н а. А это не слишком вульгарно?

К о н с т а н т и н. Я не знаю, как флиртовала госпожа Ахматова с господином Гумилёвым, но думаю, что где-то примерно так же.

Т а т ь я н а. Нет-нет, вы просто не в курсе, у них всё было гораздо сложнее... Ахматова потом вспоминала: «Я поджимала губы и разливала чай... А Николай Степанович усиленно флиртовал..."

К о н с т а н т и н. А усиленно – это не вульгарно?

Т а т ь я н а. Усиленно – это, скорее, напористо, активно. Николай Степанович всё-таки был интеллигентный человек. Гениальный поэт.

К о н с т а н т и н. Все мы - поэты... Вы просто мужиков плохо знаете. Так что с Евгением-то вашим? Закончили?

Т а т ь я н а. Нет-нет, что вы! Вот он взглянул на меня... и... и что?

К о н с т а н т и н. И – вперёд! Вы же с ним поговорить о чём-то хотели?

Т а т ь я н а. То есть, только он взглянул на меня, я сразу – к нему?

К о н с т а н т и н. Нет, глупо как-то...

Т а т ь я н а. Вот.

К о н с т а н т и н. Может, его пальцем поманить? Пусть сам подойдёт.

Т а т ь я н а. Нет, это же фамильярно…

К о н с т а н т и н. Блин, фамильярно, вульгарно... Чего вы так всё усложняете?

Т а т ь я н а. Хорошо. Как бы вы действовали на моем месте?

К о н с т а н т и н. Для начала я бы убил Аркадия.

Т а т ь я н а. Не напоминайте. Я сама убить его готова! Как я сразу не увидела, кто он такой? Сейчас вспоминаю – мурашки по коже! Это же скользкий тип! Сладенькая улыбочка, тёпленькие глазки, пришепётывание это...

К о н с т а н т и н. Пришепётывание?

Т а т ь я н а. Ну, он так разговаривает... (Демонстрирует.) «В «Школу петербургского флирта» мы перетащили лучших специалистов из «Института красоты»...»

К о н с т а н т и н. Ага.

Т а т ь я н а. Что, «ага»?

К о н с т а н т и н. Ничего. На чём мы остановились?

Т а т ь я н а. Как бы вы действовали на моём месте. Я – за Евгения.

К о н с т а н т и н. А я, значит, за Татьяну? Опера Чайковского, новый концепт.

Игра.

Евгений! Здравствуйте! Вы будете смеяться, но меня зовут Татьяна!

Т а т ь я н а. Я не буду так глупо себя вести.

К о н с т а н т и н. Я же не вы. Делайте сами.

Т а т ь я н а. Я так плохо выгляжу со стороны? Я смешная, нелепая, да?

К о н с т а н т и н. Бросьте комплексовать. Если вы любите человека, действительно любите, то вам никакие тренировки не нужны. Просто подойдите к нему, посмотрите в глаза и скажите, что думаете. И послушайте, что он вам скажет в ответ. Может, у него совсем другие планы на жизнь, а тут – вы со своим флиртом.

Т а т ь я н а. Я многое узнала про его сегодняшнюю жизнь: сейчас он директор крупного предприятия в разводе, от предыдущих браков у него двое детей, но это ничего, это даже хорошо, дети – это всегда хорошо… Он, видите, не прибился ни к кому, не нашёл свою половинку.

К о н с т а н т и н. А вы – это она?

Т а т ь я н а. Да. Думаю, да.

К о н с т а н т и н. Вы же ни разу с ним не разговаривали!

Т а т ь я н а. Я это чувствую. Давно чувствую. Я чувствую, что тогда, в тот день, упустила свой шанс... А совсем недавно я это очень остро почувствовала. Прямо кольнуло что-то. Я открыла свой сборник, ткнула пальцем и, знаете, что прочла?

К о н с т а н т и н. Не знаю.

Т а т ь я н а. «Ты выдумал меня. Такой на свете нет, Такой на свете быть не может...»

К о н с т а н т и н. И что?

Т а т ь я н а. Не понимаете?

К о н с т а н т и н. Нет.

Т а т ь я н а. Так я же есть!

К о н с т а н т и н. А-а...

Т а т ь я н а. И сегодня он об этом должен узнать. Всё! Я решила. Не будем терять времени. Допустим, он уже обратил на меня внимание. Я подхожу к нему...

К о н с т а н т и н. Только не так быстро.

Т а т ь я н а. Да-да, не так быстро... Я подхожу к нему... Подхожу... Подошла...

К о н с т а н т и н. Ну?!

Т а т ь я н а. И говорю. Говорю... И отхожу...

К о н с т а н т и н. Слушайте, блин...

Т а т ь я н а. Нет-нет, не говорите ничего, ничего не хочу слышать. Дайте мне пару минут собраться с мыслями.

К о н с т а н т и н. Ладно, я тоже не хочу времени терять… Можно мне пока вашу книжку?

Т а т ь я н а. Пожалуйста-пожалуйста...

К о н с т а н т и н (листает сборник). О! Прикольный текст. (Взяв гитару, берет немыслимый аккорд и очень низко поёт.) «Я умею любить…»

Т а т ь я н а. Господи, что вы делаете?!

К о н с т а н т и н. А что?

Т а т ь я н а. Это же нежные стихи.

К о н с т а н т и н. Нежнятина? Сопли с сахаром? (Пробует другой аккорд.) «Я умею любить…»

Т а т ь я н а. Какой кошмар… Вы не знаете, вы не понимаете… Это стихи влюбленной девочки. Ахматовой было тогда всего шестнадцать лет. Это очень личные стихи из очень личного письма, которое сохранилось просто чудом! У нее даже не было уверенности, что он его прочтёт…

К о н с т а н т и н. Кто? Гумилев?

Т а т ь я н а. Нет. Другой человек. Очень важный для нее человек.

К о н с т а н т и н. А так? (Ещё аккорд.) «Я умею любить…»

Т а т ь я н а. Нет-нет, не так, не так, только не так… (Читает.)

Я умею любить.
Умею покорной и нежною быть.
Умею заглядывать в очи с улыбкой
Манящей, призывной и зыбкой.
И гибкий мой стан так воздушен и строен,
И нежит кудрей аромат.
О, тот, кто со мной, тот душой неспокоен
И негой объят...

К о н с т а н т и н подыгрывает чтению Т а т ь я н ы (тема из «Stairway To Heaven» («Led Zeppelin»))

Я умею любить. Я обманно-стыдлива.
Я так робко-нежна и всегда молчалива.
Только очи мои говорят.
Они ясны и чисты,
Так прозрачно-лучисты.
Они счастье сулят.
И в устах моих - алая нега.
Грудь белее нагорного снега.
Голос - лепет лазоревых струй.
Я умею любить. Тебя ждет поцелуй. («Я умею любить...», Ахматова, 1906)

Пауза. К о н с т а н т и н и Т а т ь я н а смотрят друг на друга.

Т а т ь я н а. Да! Да! Я всё поняла. Я знаю, что надо делать!

К о н с т а н т и н. Отлично!

Т а т ь я н а. Встаньте на своё место, пожалуйста.

К о н с т а н т и н. Пожалуйста.

Т а т ь я н а. В общем, я вхожу, вижу его...

К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью...

Т а т ь я н а стремительным шагом подходит к К о н с т а н т и н у и крепко целует его.

К о н с т а н т и н. Что это было?

Т а т ь я н а. И не надо никаких слов, правда? И так всё понятно. Понятно?

К о н с т а н т и н. Понятно. И неожиданно.

Т а т ь я н а. Именно – неожиданно!

К о н с т а н т и н. Сильный ход. Без всякой предварительной фигни – в губы! – значит, люблю.

Т а т ь я н а. Подействует?

К о н с т а н т и н. Надо закрепить. Давайте ещё раз.

Т а т ь я н а. Зачем?

К о н с т а н т и н. Давайте-давайте. Это надо отработать. Сделал раз – сумей повторить. Сможете?

Т а т ь я н а. Вставайте на место.

К о н с т а н т и н. Я тут, типа, шампанское пью.

Т а т ь я н а. Так, вхожу, вижу... (Колеблется.)

К о н с т а н т и н. Он чувствует взгляд, роняет бокал... (Стремительным шагом подходит к Татьяне.)

Долгий поцелуй. К о н с т а н т и н отходит к барабанам и пускается в очередное соло. Закончив его, достает из-за барабанов два мотоциклетных шлема и подходит с ними к Т а т ь я н е.

К о н с т а н т и н. Если ты меня ещё раз поцелуешь – я отвезу тебя на этот твой вечер выпускников на сказочном мотоцикле.

Т а т ь я н а. Костя...

К о н с т а н т и н. Что?

Т а т ь я н а. Где ваш мотоцикл?

К о н е ц п е р в о г о д е й с т в и я.

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Сообщение Елена из Питера » 27 мар 2009, 15:33

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Декорация первого действия, отсутствует лишь ударная установка.

К о н с т а н т и н в гимнастерке кавалерийского прапорщика времен Первой мировой сидит с гитарой в руках перед пюпитром, на котором закреплен забытый Т а т ь я н о й сборник стихов.

К о н с т а н т и н (поёт).
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,

Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:

«Я пробрался вглубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;

«Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,

«И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.

«Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.

«Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.

«Древний я отрыл храм из под песка,
Именем моим названа река,

«И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.

«Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;

«Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребённый здесь в четырех стенах;

«Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»

И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его. («У камина», Гумилев, 1912)

Появляется Т а т ь я н а.

Т а т ь я н а. Музыка – ваша?

К о н с т а н т и н. Моя. А стихи – ваши. (Показывает на сборник.) Меняю на платье.

Т а т ь я н а. Я принесла. Голос у вас хороший...

К о н с т а н т и н. Издеваетесь?..

Т а т ь я н а. Нет. И форма вам идёт. Только вот грим не очень. Мне кажется, это лишнее.

К о н с т а н т и н. Это не грим.

Т а т ь я н а. Где у вас тут свет? (Находит выключатель, включает свет.)

Т а т ь я н а подходит к К о н с т а н т и н у.

Т а т ь я н а (передавая ему свёрток). Здесь и туфли, и шляпка, и... спасибо. (Рассматривает ссадину на его лице.) Где это вас так?

К о н с т а н т и н. Бандитская пуля.

Т а т ь я н а. А если серьёзно?

К о н с т а н т и н. Если серьёзно... (Показывает на деньги, торчащие из висящих рядом с радио кед.) Ваши пятьсот баксов. У вас пять соток было?

Т а т ь я н а (удивленно). Да.

К о н с т а н т и н (выставляя кеды с деньгами на передний план). Ну вот. Номера, может быть, не совпадают, но сумма та же.

Т а т ь я н а. Вы, что, нашли этого негодяя Аркадия и избили его?

К о н с т а н т и н. Да какой он негодяй? На самом деле, бедный несчастный человек. Он, вообще, актёр. И во всей этой истории – мелкая сошка. Раньше был очень хорошим актёром, я кино с его участием видел, только на него и интересно было смотреть, а сейчас без работы всё время. Дети опять же. Жена у него тоже актриса. Сами понимаете, тут на любой заработок согласишься.

Т а т ь я н а. Подождите, так вы с Аркадием, значит, знакомы?

К о н с т а н т и н (с усмешкой). Аркадий… Валя он, Валентин Кокорекин. Я его по пришепётыванию узнал. Он ещё в том году пару зубов нижних потерял. Мне как раз тогда ведущий был нужен на концерт, пришлось замену искать.

Т а т ь я н а. Значит, вы – друзья?

К о н с т а н т и н. Тань, «Ленинград – город маленький»...

Т а т ь я н а. Друзья друзьями, а лицо он вам разукрасил.

К о н с т а н т и н. Это не он - кишка тонка... Да это не важно. Главное – деньги ваши выручил. А на Аркадия… на Валю, не обижайтесь. Он, тоже, в каком-то смысле, жертва. Жертва обстоятельств.

Т а т ь я н а. Жертва... Получается, мне очень повезло, что я встретила именно вас?

К о н с т а н т и н. Так и мне с вами повезло – я всю ночь вашу книжку читал. И понял, что занимался всю жизнь какой-то… Ладно. Простите. (Берет в руки сборник.) Вот это - поэты… Настоящие… Ну, вы слышали... Нормально?

Т а т ь я н а. Вы хотите петь стихи Гумилёва и Ахматовой?

К о н с т а н т и н. Не только. А Мандельштам вам нравится?

Т а т ь я н а. Здорово.

К о н с т а н т и н. Я уже название придумал для команды – «Генерал Гумилёв». Звучит?

Т а т ь я н а. Он закончил службу прапорщиком.

К о н с т а н т и н. Нет, «Прапорщик Гумилёв» - это уже какой-то русский шансон... Нет, генерал... Такие стихи о войне – конечно, генерал. Генерал от поэзии. Генерал Гумилёв.

Т а т ь я н а. «Генерал Гумилёв»... Да, хорошо. Хорошо звучит.

К о н с т а н т и н. Я уже знаю, кого позову на клавиши, кого – на ударные…

Т а т ь я н а. А где они?

К о н с т а н т и н. Кто?

Т а т ь я н а. Ударные?

К о н с т а н т и н. А!.. Это… На концерте. Сегодня сейшн. В «Орландине». У ребят. Деньги-то возьмите.

Т а т ь я н а. Деньги? Да, деньги... Вот с деньгами у меня для вас сюрприз.

К о н с т а н т и н. В смысле?

Т а т ь я н а. В смысле - я сначала не хотела говорить... Платье разверните.

К о н с т а н т и н разворачивает свёрток, из него выпадают пачки долларовых банкнот.

Это для вас. Пятнадцать тысяч. Купите новую аппаратуру, барабаны, или выпустите пластинку...

К о н с т а н т и н. Охренеть!

Т а т ь я н а. Вы только не подумайте ничего плохого. Это чистые деньги. Просто шальная прибыль. Неожиданная.

К о н с т а н т и н. Шальная прибыль? В архиве?

Т а т ь я н а. Давайте, вы просто возьмёте эти деньги, и я пойду. Меня ждут.

К о н с т а н т и н. Кто?

Т а т ь я н а. Он.

К о н с т а н т и н. Директор крупного предприятия?

Т а т ь я н а. Да.

К о н с т а н т и н. Я не возьму этих денег. С чего это вдруг? Зачем вы мне их предлагаете? Да не предлагаете – подсовываете в платье! Это же ваши деньги! Это ваши деньги? Откуда они у вас?

Т а т ь я н а. Вы будете смеяться, как вы говорите, но эти деньги – вам.

К о н с т а н т и н. С какого перепуга?

Т а т ь я н а. Господи, Костя, меняйте лексику, вы собираетесь петь стихи Серебряного века.

К о н с т а н т и н. А вы не меняйте тему.

Т а т ь я н а. Это очень смешная история.

К о н с т а н т и н. Правда?

Т а т ь я н а. Действительно, смешная.

К о н с т а н т и н. Чувствую.

Т а т ь я н а. Просто глупость...

К о н с т а н т и н. Ага. Смешная глупость...

Т а т ь я н а. Правда, я же не вру, всё так нелепо получилось...

К о н с т а н т и н. Короче.

Т а т ь я н а. Короче, когда мы вчера так лихо подкатили к причалу – конечно, нас все увидели с палубы. Конечно, такой мотоцикл! Мы произвели впечатление. Девочки давай меня пытать: «Кто такой? Кто такой?..»

К о н с т а н т и н. Ну, и кто же я такой?

Т а т ь я н а. Я сказала: «Жених». Я пошутила... Отшутилась, чтобы отстали.

К о н с т а н т и н. И за такие шутки выпускники восемьдесят восьмого года сейчас отваливают по пятнадцать штук баксов?

Т а т ь я н а. Что-то вроде того...

К о н с т а н т и н. Тань, откуда деньги?

Т а т ь я н а. От Евгения.

К о н с т а н т и н. На фига?

Т а т ь я н а. Он хочет от тебя откупиться. Ему нужна только я. «Не нужно тащить за собой в новую жизнь груз прежних отношений».

К о н с т а н т и н. Каких отношений?

Т а т ь я н а. Но он же ничего не знает. Ему сказали, что ты – мой жених. Почему он должен не верить? Все видели нас вместе. Мотоцикл, действительно, сказочный. Запоминается... В общем, я стала врать, что у нас с тобой всё кончено, мы уже просто друзья... Он так улыбнулся и говорит: «Я люблю гарантии. А эта сумма гарантирует мне полную изоляцию от твоего прошлого. Это моё условие».

К о н с т а н т и н. По-моему...

Т а т ь я н а. Подожди. Самое главное, он сказал: «Эти деньги – шальная прибыль, я на них не рассчитывал, это как манна небесная, неожиданный возврат налога, они мне не нужны...» Понимаешь? Они – твои. Это – счастливый случай. Бери.

К о н с т а н т и н. А, по-моему, это – покупка невесты. Или продажа жениха...

Т а т ь я н а. Прекрати.

К о н с т а н т и н. Уроки флирта помогли, значит?

Т а т ь я н а. Если честно, обошлось без флирта, достаточно оказалось и платья – он первым ко мне подошёл...

К о н с т а н т и н. Сам подошёл?

Т а т ь я н а. Да. Выразил восхищение моим нарядом и предложил выйти за него замуж.

К о н с т а н т и н. Пьяный был?

Т а т ь я н а. Не надо смеяться.

К о н с т а н т и н. Так смешная же история.

Т а т ь я н а. Очень смешная. Костя, не дури, бери деньги.

К о н с т а н т и н. Не могу. Что-то мне мешает… (Расстёгивая и застегивая верхние пуговицы гимнастерки.) Может быть, честь? Человеческое достоинство. Может быть, желание доказать самому себе, что я не нуждаюсь в подачках, даже если это выигрыш в лотерею. Настоящее везение – оно… Оно - в другом. А этого другого я как раз здесь и не вижу. Торговля какая-то... Нет, конечно, сейчас много чего можно купить. Да практически всё. Много кого можно купить - гаишника там недорого, журналиста какого-нибудь, проститутку, президента, даже музыканта можно купить. С потрохами. Но как можно купить моё отношение к тебе?.. Как можно купить твоё отношение ко мне? Или можно?

Т а т ь я н а (не сразу). Я должна оставить эти деньги здесь.

К о н с т а н т и н. Вот он какой. Любит условия ставить... А почему бы не рассказать ему правду?

Т а т ь я н а. Какую правду?

К о н с т а н т и н. Рассказать, что мы знакомы один день, что мы случайно встретились, что между нами ничего не было...

Пауза.

К о н с т а н т и н. Хорошо. Я возьму их, возьму. Но у меня тоже есть условие...

Т а т ь я н а. Какое?

К о н с т а н т и н. Ты потанцуешь со мной. Прямо сейчас. Под одну песенку. Я сейчас поставлю одну песенку, и мы с тобой потанцуем.

Т а т ь я н а. И всё?

К о н с т а н т и н. Да.

Т а т ь я н а. И я пойду?

К о н с т а н т и н. Да пожалуйста...

Т а т ь я н а. Что за песня?

К о н с т а н т и н. Сейчас услышишь. Сегодня записывал. (Включает музыку.)

Неизгладимы, нет, в моей судьбе
Твой детский рот и смелый взор девический,
Вот почему, мечтая о тебе,
Я говорю и думаю ритмически.

Я чувствую огромные моря,
Колеблемые лунным притяжением,
И сонмы звезд, что движутся горя,
От века предназначенным движением.

О, если б ты всегда была со мной,
Улыбчиво-благая, настоящая,
На звезды я бы мог ступить ногой
И солнце б целовал в уста горящие. («Уста солнца», Гумилев, 1917)

В ходе танца Т а т ь я н а и К о н с т а н т и н переходят к объятьям и поцелуям и, снося всё на своем пути, продвигаются к центральной двери, за которой и исчезают, уронив её вглубь сцены.

Звонок мобильного телефона. На его звук выбегает полураздетая Т а т ь я н а. Чуть позже в проеме двери появляется К о н с т а н т и н. Гимнастерка у него в руках.

Т а т ь я н а (по телефону). Да, Женечка, да... Да. Нет, не думаю. Двадцать минут – полчаса максимум. Хорошо. И я тебя... Пока-пока.

К о н с т а н т и н. Ты – его? Ты его – что?

Т а т ь я н а. Ничего. Через двадцать минут он будет ждать меня в машине перед входом. Он нервничает. Он ждал меня в ресторане, теперь едет сюда.

К о н с т а н т и н. Почему ты не сказала?..

Т а т ь я н а. Что – не сказала?

К о н с т а н т и н. Почему ты не сказала... В общем, ты не сказала.

Т а т ь я н а. Ты не понимаешь?

К о н с т а н т и н. Всё я понимаю. На одной планете, в одном городе живём.

Т а т ь я н а. Ты злишься?

К о н с т а н т и н. Я? С чего бы?

Т а т ь я н а. Ты ревнуешь меня? Ты меня ревнуешь.

К о н с т а н т и н. Я? Ревную? Тебя? Блин!

Т а т ь я н а. Ты ведешь себя несерьезно. (Исчезает в дверном проёме.)

К о н с т а н т и н. Несерьезно? А с Евгением – это серьезно? Он же врёт тебе! Шальная прибыль! Неожиданный возврат налога! Не бывает такого в России! Там, где шальная прибыль, там и шальная пуля. Ты же ничего о нем не знаешь!

Г о л о с Т а т ь я н ы. Так я и о тебе ничего не знаю.

К о н с т а н т и н. А вот я – весь перед тобой. Тут, в этом подвале, сейчас – вся моя жизнь. Гитара. Стихи. И ты.

Т а т ь я н а показывает ему руку с кольцом.

Что это?

Т а т ь я н а. Он сделал мне предложение…

К о н с т а н т и н. И что?

Т а т ь я н а. И я согласилась.

К о н с т а н т и н. Это проблема?

Т а т ь я н а. Я слово дала.

К о н с т а н т и н. Возьмешь обратно.

К о н с т а н т и н снимает кольцо с её пальца, идет к выходу и выбрасывает кольцо наружу.

К о н с т а н т и н. Я тебе другое сделаю. Из поршня. Титановое, вечное. (О деньгах Евгения.) А это – туда же. (Собирает деньги и выбрасывает их за входную дверь. Закрывает дверь на засов.) Всё. Пошли ему эсэмэску, чтобы ему было что читать и над чем думать.

Т а т ь я н а. Что ты творишь? Это безумие.

К о н с т а н т и н. Безумие?.. Ну конечно, безумие! Я тебе больше скажу: есть в жизни такие моменты, о которых, оказывается, вообще только стихами можно говорить… Это безумие ты поймёшь? «Дремала душа, как слепая, Так пыльные спят зеркала, Но солнечным облаком рая Ты в темное сердце вошла…» Вот. Гумилев.

Т а т ь я н а. Я знаю. Ты мне предложение так делаешь?

К о н с т а н т и н. Что-то вроде того.

Т а т ь я н а. Гумилёв Ахматовой делал предложение, между прочим, десять раз – я считала! – и длилось это почти пять лет.

К о н с т а н т и н. Круто. Флирт длиной в пять лет. Очень по-питерски.

Т а т ь я н а. А мне нравится.

К о н с т а н т и н. Нравится? Тогда с Евгением ты точно поспешила.

Т а т ь я н а. Костя…

К о н с т а н т и н. Да, Тань, понимаю, мир изменился. Другие скорости… Хочешь десять предложений за пять минут?

Т а т ь я н а. За пять минут? (Улыбается.) Десять предложений Гумилева за пять минут?..

К о н с т а н т и н. Десять предложений… Гумилева? Хорошая мысль. Десять предложений предложениями Гумилева. Хочешь?.. «Я говорил — ты хочешь, хочешь? Могу я быть тобой любим?..» Если не уложусь – можешь уходить. (Берет в руки сборник.) Я, кстати, всё прочитал… Прочёл.

Т а т ь я н а. Только без шпаргалок.

К о н с т а н т и н. А ты, значит, девять раз будешь отвечать мне «нет»?..

Т а т ь я н а. Могу – стихами. Я много знаю.

К о н с т а н т и н. Отлично. А на десятый скажешь «да».

Т а т ь я н а. Если уложишься.

К о н с т а н т и н. Хорошо. Сейчас. Ладно, сам нарвался… Так. Готов. Может, ты начнешь? Как автор идеи?

Т а т ь я н а. Легко. (Улыбается.) «Молюсь оконному лучу - Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце - пополам». (Смотрит на часы). Без пяти пять.

К о н с т а н т и н. Это не Гумилев.

Т а т ь я н а. Это Ахматова. А, Гумилев нужен? Пожалуйста: «Говорила: «Да, любовь свободна, И в любви свободен человек, Только то лишь сердце благородно, Что умеет полюбить навек». Время пошло.

К о н с т а н т и н. Спасибо. Оттуда же: «И я думал: — «Нет, любовь не это! Как пожар в лесу, любовь — в судьбе, Потому что даже без ответа Я отныне обречен тебе».

Т а т ь я н а. «Нет, царевич, я не та, Кем меня ты видеть хочешь, И давно мои уста Не целуют, а пророчат».

К о н с т а н т и н. Опять Ахматова?

Т а т ь я н а. Это логично.

К о н с т а н т и н. Логично-логично. Царевич, говоришь?.. Хорошо… Пожалуйста: «Я многое понял в тот миг сокровенный, Но страшную клятву мою не нарушу. Царица, царица, ты видишь, я пленный, Возьми мое тело, возьми мою душу!»

Т а т ь я н а. «Не с тобой мне есть угощенье, Не тебя мне просить прощенья, Не тебе я в ноги валюсь, Не тебя по ночам я боюсь…»

К о н с т а н т и н. А кого?

Т а т ь я н а. Костя, Бога побойся, пощади меня…

К о н с т а н т и н. Точно – «пощади»! «Пощади!..» «Пощади, не довольно ли жалящей боли… Жалящей боли…» Ё! «Жалящей боли…»

Т а т ь я н а. «Тёмной…»

К о н с т а н т и н. Что – «темной»?

Т а т ь я н а. «Темной пытки отчаянья…»

К о н с т а н т и н. Всё! Тихо, я помню! Я сам: «Пощади, не довольно ли жалящей боли, Темной пытки отчаянья, пытки стыда!» Правильно? «Я оставил соблазн роковых… своеволий! Усмиренный, покорный, я твой навсегда». Может, поменяем условия? Соглашайся просто – и всё.

Т а т ь я н а (качает головой). «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом, Ни даже предчувствием тайным моим...»

К о н с т а н т и н. Да Ахматова – просто изверг была. Как я Гумилева понимаю… «Запевает араб в пустыне — «Душу мне вырвали из тела». Стонет грек над пучиной синей — «Чайкою в сердце ты мне влетела»…»

Т а т ь я н а. И где здесь предложение?

К о н с т а н т и н. Да, извини… А вот ещё у него есть… Тоже про арабов: «Я люблю - как араб в пустыне Припадает к воде и пьет, А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет»?

Т а т ь я н а. Ладно, посчитаем всех твоих арабов за одно предложение.

К о н с т а н т и н. И на том спасибо. Тань, скажи уже «да»…

Т а т ь я н а. В ответ на что?.. Изверг, говоришь? «Знаю: гадая, и мне обрывать Нежный цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку».

К о н с т а н т и н. Пытка-мытка, русская забава… «Я сам над собой насмеялся И сам я себя обманул, Когда мог подумать, что в мире Есть что-нибудь кроме тебя». Слушай, у меня сейчас сердце выскочит…

Т а т ь я н а. Прости. Ты сам хотел.

К о н с т а н т и н. А можно я гитару возьму? Мне так легче будет. Я тут просто кое-что уже набросал…

Т а т ь я н а. Бери. (Смотрит на часы.) Время идёт.

К о н с т а н т и н. Я – сейчас… (Подключает гитару, проверяет микрофон.) Сейчас-сейчас… (Поёт.) «Всё, пред твоей склоняясь властью, Всё дам и ничего не скрою За ослепительное счастье Хоть иногда побыть с тобою».

Т а т ь я н а. «Ты всегда таинственный и новый, Я тебе послушней с каждым днем, Но любовь твоя, о друг суровый, Испытание железом и огнем».

К о н с т а н т и н. Да, Ахматова – это жесть… Сколько уже?

Т а т ь я н а. Что сколько? Времени? (Смотрит на часы.)

К о н с т а н т и н. Нет, предложений. Ты считаешь?

Т а т ь я н а. Шесть.

К о н с т а н т и н. Точно?

Т а т ь я н а. А времени – полторы минуты. Осталось.

К о н с т а н т и н. Венчаться будем в церкви. Как Гумилев с Ахматовой. «Но теперь, словно белые кони от битвы, Улетают клочки грозовых облаков. Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы На хрустящий песок золотых островов».

Т а т ь я н а. «Не будем пить из одного стакана Ни воду мы, ни сладкое вино, Не поцелуемся мы утром рано, А ввечеру не поглядим в окно…»

К о н с т а н т и н. «С тобой мы связаны одною цепью, Но я доволен и пою, Я небывалому великолепью Живую душу отдаю».

Т а т ь я н а. «Мы не встречаться больше научились, Не подымаем друг на друга глаз, Но даже сами бы не поручились За то, что с нами будет через час».

К о н с т а н т и н. «Если встретишь меня, не узнаешь! Назовут — едва ли припомнишь! Только раз говорил я с тобою, Только раз целовал твои руки. Но клянусь — ты будешь моею, Даже если ты любишь другого, Даже если долгие годы Не удастся тебя мне встретить!»

Т а т ь я н а. «Как сияло там и пело Нашей встречи чудо, Я вернуться не хотела Никуда оттуда. Горькой было мне усладой Счастье вместо долга, Говорила с кем не надо, Говорила долго. Пусть влюбленных страсти душат, Требуя ответа, Мы же, милый, только души У предела света».

К о н с т а н т и н. Всё. Последнее. Отличная будет песня, между прочим. Тебе понравится. Успеваю? (Поёт.) «В тихом голосе слышались звоны струны, В странном взоре сливался с ответом вопрос, И я отдал кольцо этой деве луны За неверный оттенок разбросанных кос…»

Т а т ь я н а (смотрит на часы). Всё. Мне пора. Только, пожалуйста, не ходи за мной, я тебя умоляю. Ты, кстати, не уложился. Пять ноль одна. (Быстро уходит.)

К о н с т а н т и н (ей вслед). Не уложился?!

Слышен звук захлопнувшейся двери.

Не уложился…

Пауза. В задумчивости К о н с т а н т и н перебирает струны гитары и, спустя некоторое время, начинает петь.

Пять коней подарил мне мой друг Люцифер
И одно золотое с рубином кольцо,
Чтобы мог я спускаться в глубины пещер
И увидел небес молодое лицо.

Кони фыркали, били копытом, маня
Понестись на широком пространстве земном,
И я верил, что солнце зажглось для меня,
Просияв, как рубин на кольце золотом.

Много звездных ночей, много огненных дней
Я скитался, не зная скитанью конца,
Я смеялся порывам могучих коней
И игре моего золотого кольца.

Там, на высях сознанья — безумье и снег,
Но коней я ударил свистящим бичом,
Я на выси сознанья направил их бег
И увидел там деву с печальным лицом.

В тихом голосе слышались звоны струны,
В странном взоре сливался с ответом вопрос,
И я отдал кольцо этой деве луны
За неверный оттенок разбросанных кос.

И, смеясь надо мной, презирая меня,
Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
Люцифер подарил мне шестого коня —
И Отчаянье было названье ему. («Баллада», Гумилев, 1908, «Романтические цветы»)

При последних аккордах гитары аппаратура выходит из строя, выключается общий свет, сменяясь дежурным. Появляется Т а т ь я н а.

С этой секунды голоса Т а т ь я н ы и К о н с т а н т и н а слышны, но движения их губ мы не видим.

К о н с т а н т и н. Слушай, а у Гумилева с Ахматовой медовый месяц был?

Т а т ь я н а. Конечно, был.

К о н с т а н т и н. Они поехали куда-то?

Т а т ь я н а. Они провели его в Париже.

К о н с т а н т и н. В Париже? Нормально. А венчались где?

Т а т ь я н а. Недалеко от Киева. В маленьком местечке под названием Никольская слободка.

К о н с т а н т и н. Небось, Гумилев выбирал?

Т а т ь я н а. Почему?

К о н с т а н т и н. Думаю, его название прикололо. Николай… Никольская…

Т а т ь я н а. По твоей логике, мы должны ехать в Константинополь…

К о н с т а н т и н. Ты Стамбул имеешь ввиду?

Т а т ь я н а. Ага…

К о н с т а н т и н. Вот это уже реально.

Подвал исчезает. Вместо него открывается огромное золотое пространство, в котором появляется золотой мотоцикл. К о н с т а н т и н и Т а т ь я н а движутся к нему. Звучит песня.

Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах птицы поют.

Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою.

Перед той, что сейчас грустна,
Появись, как Незримый Свет,
И на все, что спросит она,
Ослепительный дай ответ.

Ведь отрадней пения птиц,
Благодатней ангельских труб
Нам дрожанье милых ресниц
И улыбка любимых губ. («Канцона вторая», Гумилев, 1918, «Костер»)

К о н с т а н т и н и Т а т ь я н а садятся на мотоцикл, он заводится и всё исчезает в клубах радужного дыма, сквозь который пробивается свет двух фар.


З а н а в е с.


© Алексей БОЧКОВ, 2008

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 31 мар 2009, 16:06

Елена, спасибо большое!
А интересно, в спектакле действительно все эти песни поют? Значит, их кто-нибудь написал? И существует запись?

Одно место вызывает сомнения:
Т а т ь я н а. Платье самой Ольги Высотской! «И ты ушла, в простом и тёмном платье, Похожая на древнее распятье...» Это же про неё Гумилёв писал.

К о н с т а н т и н. Про это платье?

Т а т ь я н а. Думаете, про это?..
Я привык думать, что «ты ушла» — это об Ахматовой.

Иоанн Августов
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
Откуда: Волгоград

Платье

Сообщение Иоанн Августов » 31 мар 2009, 18:51

Да, спорный вопрос. Я тоже читал несколько критических статей, где подразумевалась именно Ахматова. Да и Высотская не к месту, вроде бы не она ушла, а он на фронт ушёл. Так что пока не могу согласиться с данным мнением. С уважением,

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

Сообщение Елена из Питера » 01 апр 2009, 09:14

Здесь отражается мнение Ореста Николаевича Высотского, с которым я солидарна. Не из-за платья. Из-за этих строк:

Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль!
Взлетели кости, звонкие, как сталь,
Упали кости — и была печаль.


Наль и Дамаянти встречаются у Гумилева в "Исласме", который точно посвящен Высотской...
Насчет песен. Если удастся посмотреть спектакль, послушаю... В крайнем случае спрошу у автора...

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

О музыке

Сообщение Елена из Питера » 01 апр 2009, 12:32

Вот что мне прислал автор:


Здравствуйте, Елена! Заглянул на форум, увидел ваши разговоры о музыке. Действительно, это важный и интересный момент: уже в процессе репетиций Таня Кузнецова вспомнила, что выступала однажды с рок-музыкантом, который говорил ей, что у него есть песни на стихи Гумилёва. Им оказался Саша Фатеев (гр. "Алголь") Мы с ним встретились - выяснилось, что в стихи Гумилёва он влюблён с 12-ти лет (с тех пор как из Грузии брат привёз ему сборник Гумилёва, изданный в Тбилиси). В спектакле использовались уже написанные к тому времени А. Фатеевым "У камина", "Баллада" и "Канцона вторая". "Уста солнца" мы сочиняли вместе на даче Саши в Михайловке специально для спектакля.
Таким образом, музыкальный материал существует в двух видах:
1. "У камина", "Баллада", "Канцона вторая" в исполнении Александра Фатеева (ориг.);
2. "У камина", "Баллада", "Уста солнца" в исполнении Михаила Разумовского (спец. для "ШПФ").


Автор будет рад предоставить материалы сайту...

Сергей Сербин
Сообщения: 753
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 02:05
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Сербин » 01 апр 2009, 15:02

И ещё раз большое спасибо! Будем ждать.
А пока нашлось вот что: http://www.rockgeroy.ru/view/groups/4540.html Можно качать и слушать.
И биография группы: http://www.muzdb.info/detail1944.html

Иоанн Августов
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
Откуда: Волгоград

Сообщение Иоанн Августов » 01 апр 2009, 15:16

Ислам посвящён ей. Но вот общая тематика Пятистопных ямбов не очень к вопросу с Высотской подходит. Ибо ушёл на фронт Гумилёв, как написано в некоторых статьях (а также и в А.А.А. стихах"О нет, я не тебя любила") из-за ссоры с Ахматовой, там чуть развода не случилось; а вот с Высотской он и не прощался, они не виделись, после его поездки в Африку в 1913, если не ошибаюсь. Наль и Даяманти - отвлечённое (кстати, искажённое) сравнение, вряд ли здесь есть параллелизм с Исламом. Задумчивая, строго - это больше подходит к характеристики Ахматовой в стихах Гумилёва. Хотя, однозначно сказать не могу, так как буквально Ахматова никуда тогда от него не ушла. Кстати, неплохая тема для обсуждения. С уважением,

Иоанн Августов
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 22:02
Откуда: Волгоград

Сообщение Иоанн Августов » 01 апр 2009, 15:29

Сразу говорю, выводы делал на основании той редакции стихотворения "Пятистопные ямбы", где концовка про войну и монастырь, а не по тому, какое нашёл на сайте. Всё же где-то я слышал, что это об Ахматовой. Хотя действительно, нужно серьёзно разобраться. Вообще, женские образы в творчестве Н.С.Г. являются спорными, ведь некоторые критики даже в Заблудившемся трамвае находят, что Машенька является Ахматовой, а не Кузьминой-Кароваевой, а имя взято просто для аллюзии с Капитанской дочкой. Так что я могу лишь высказать своё мнение, но вопрос этот очень интересный и неоднозначный. Не стоит торопиться делать выводы. Но я думаю, что здесь речь идёт об Ахматовой. Вообще, в стихих этого периода находят то Ахматову, то Высотскую, то Рейснер, то ещё кого, но единого мнения я не встречал. С уважением,

Елена из Питера
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 10 янв 2007, 09:13
Откуда: Петербург. Россия
Контактная информация:

И снова о музыке

Сообщение Елена из Питера » 13 апр 2009, 09:16

Только что выпущен диск! Ещё горячий! Дело Гумилёва живёт и побеждает!


Изображение


Вернуться в «Общий форум»