Гумилёвский фестиваль в Крыму
Добавлено: 05 май 2007, 01:41
Тема "Гумилёв и Крым" несколько раз поднималась на форуме (см., напр.: http://gumilev.org/viewtopic.php?t=23, http://www.gumilev.ru/main.phtml?aid=5061377&view=line). Её продолжает Елена Раскина:
Апрель, Коктебель, Гумилев…
В Коктебеле Николай Степанович Гумилев был дважды. В первый раз – в 1909 году, когда смотрел на базальтово-жемчужные скалы, окаймлявшие коктебельский залив, жил на чердаке в «доме Пра» – Елены Оттобальдовны Волошиной, отчаянно ревновал Елизавету Дмитриеву, будущую Черубину Габриак, к хозяину и гению здешних мест, Максимилиану Волошину, писал поэму «Капитаны» и думал о других берегах – африканских. Во второй раз поэт побывал здесь в 1921-м, незадолго до смерти, всего лишь на несколько минут, проездом, во время морского путешествия с черноморской эскадрой адмирала Немитца. Еще раз взглянул на базальтово-жемчужные скалы и в глаза – Максимилиану Александровичу Волошину, впервые после дуэли из-за Дмитриевой-Черубины. Поэты и былые соперники пожали друг другу руки, в последний раз в земной жизни. А дальше был расстрел Гумилева, и стихотворение Волошина, посвященное Блоку и Гумилеву – посмертно и вечно.
15 апреля 2007 года в Коктебеле вспоминали Гумилева и праздновали день его рождения. В этот день состоялся II Международный Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна – 2007», организованный вом возрождения культуры поселка Коктебель» во главе с поэтом и членом Национального Союза писателей Украины В.Ф. Ложко, Коктебельским поселковым советом и Феодосийским городским советом. Среди именитых организаторов – Верховный Совет АРК Крым, Совет Министров АРК Крым и Крымская республиканская организация Национального Союза писателей Украины.
Фестиваль открыли у коктебельского памятника Николаю Гумилеву – на фоне торжественных речей, приветственных слов и чтения стихов поэта. Одним из первых, кто мечтал о фестивале в Коктебеле и внес свой вклад в его осуществление, был исследователь крымских маршрутов Гумилева, журналист и фотограф газеты «Крымское время» Алексей Васильев. На открытии памятника Гумилеву выступал профессор Таврического национального университета имени Вернадского, доктор филологических наук, исследователь творчества А.С. Грина Н.А. Кобзев, редакционный коллектив Полного академического собрания сочинений Н.С. Гумилева (ИРЛИ, Санкт-Петербург, издательство «Воскресенье», Москва) представляла кандидат филологических наук Е.Ю Раскина. От лица крымских писателей говорил В.С. Бушняк – председатель Крымской республиканской организации Национального Союза писателей Украины.
На второй день фестиваля стихи Гумилева читали в феодосийском музее А.С. Грина, на фоне музейных корабельных декораций, рядом с ветхими картами, секстантом и изображением Бегущей по волнам. Вспоминали о том, что в 1921-м, узнав о расстреле Гумилева, Грин сказал, что погиб один из любимейших его поэтов. Действительно, и Гумилев, и Грин ярко и остро ощущали стихию вечного движения, «в котором косным нам дано преображенье». Тема «Гумилев и Грин» ждет своего исследователя – в феодосийском музее Грина, словно пропитанном духом вечного движения, творческое родство Гумилева и Грина ощущалось особенно остро.
К сожалению, научная секция фестиваля пока отставала от поэтической. Но Гумилевский фестиваль в Коктебеле молод – ему всего только два года, и, думается, что при помощи научных сил Санкт-Петербурга и Москвы это отставание будет преодолено. В этот раз на фестивале звучали голоса талантливых современных поэтов – из России и Украины, звучали на фоне воспоминаний о великом русском поэте, родившемся 15 апреля и дважды ступившим на коктебельскую землю.
Третий день фестиваля прошел в коктебельском Доме-музее М.А. Волошина, а затем в поселковом Доме культуры. На участников фестиваля, прогуливавшихся по набережной, смотрел дом Волошина, похожий на декорацию для художественного фильма о «серебряном веке» и все-таки удивительно живой. И я представила себе, какой яркий и художественно убедительный фильм о «серебряном веке» русской поэзии можно было бы снять здесь, на фоне залива с базальтово-жемчужными скалами, потухшего вулкана Кара-Даг и волошинского дома с его книгами, картинами и скульптурами и золотистым ликом египетской царевны Таиах… Продюсеры, откликнитесь! Сценарий мы вам напишем…
Елена Раскина (Коктебель–Москва)
Апрель, Коктебель, Гумилев…
В Коктебеле Николай Степанович Гумилев был дважды. В первый раз – в 1909 году, когда смотрел на базальтово-жемчужные скалы, окаймлявшие коктебельский залив, жил на чердаке в «доме Пра» – Елены Оттобальдовны Волошиной, отчаянно ревновал Елизавету Дмитриеву, будущую Черубину Габриак, к хозяину и гению здешних мест, Максимилиану Волошину, писал поэму «Капитаны» и думал о других берегах – африканских. Во второй раз поэт побывал здесь в 1921-м, незадолго до смерти, всего лишь на несколько минут, проездом, во время морского путешествия с черноморской эскадрой адмирала Немитца. Еще раз взглянул на базальтово-жемчужные скалы и в глаза – Максимилиану Александровичу Волошину, впервые после дуэли из-за Дмитриевой-Черубины. Поэты и былые соперники пожали друг другу руки, в последний раз в земной жизни. А дальше был расстрел Гумилева, и стихотворение Волошина, посвященное Блоку и Гумилеву – посмертно и вечно.
15 апреля 2007 года в Коктебеле вспоминали Гумилева и праздновали день его рождения. В этот день состоялся II Международный Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна – 2007», организованный вом возрождения культуры поселка Коктебель» во главе с поэтом и членом Национального Союза писателей Украины В.Ф. Ложко, Коктебельским поселковым советом и Феодосийским городским советом. Среди именитых организаторов – Верховный Совет АРК Крым, Совет Министров АРК Крым и Крымская республиканская организация Национального Союза писателей Украины.
Фестиваль открыли у коктебельского памятника Николаю Гумилеву – на фоне торжественных речей, приветственных слов и чтения стихов поэта. Одним из первых, кто мечтал о фестивале в Коктебеле и внес свой вклад в его осуществление, был исследователь крымских маршрутов Гумилева, журналист и фотограф газеты «Крымское время» Алексей Васильев. На открытии памятника Гумилеву выступал профессор Таврического национального университета имени Вернадского, доктор филологических наук, исследователь творчества А.С. Грина Н.А. Кобзев, редакционный коллектив Полного академического собрания сочинений Н.С. Гумилева (ИРЛИ, Санкт-Петербург, издательство «Воскресенье», Москва) представляла кандидат филологических наук Е.Ю Раскина. От лица крымских писателей говорил В.С. Бушняк – председатель Крымской республиканской организации Национального Союза писателей Украины.
На второй день фестиваля стихи Гумилева читали в феодосийском музее А.С. Грина, на фоне музейных корабельных декораций, рядом с ветхими картами, секстантом и изображением Бегущей по волнам. Вспоминали о том, что в 1921-м, узнав о расстреле Гумилева, Грин сказал, что погиб один из любимейших его поэтов. Действительно, и Гумилев, и Грин ярко и остро ощущали стихию вечного движения, «в котором косным нам дано преображенье». Тема «Гумилев и Грин» ждет своего исследователя – в феодосийском музее Грина, словно пропитанном духом вечного движения, творческое родство Гумилева и Грина ощущалось особенно остро.
К сожалению, научная секция фестиваля пока отставала от поэтической. Но Гумилевский фестиваль в Коктебеле молод – ему всего только два года, и, думается, что при помощи научных сил Санкт-Петербурга и Москвы это отставание будет преодолено. В этот раз на фестивале звучали голоса талантливых современных поэтов – из России и Украины, звучали на фоне воспоминаний о великом русском поэте, родившемся 15 апреля и дважды ступившим на коктебельскую землю.
Третий день фестиваля прошел в коктебельском Доме-музее М.А. Волошина, а затем в поселковом Доме культуры. На участников фестиваля, прогуливавшихся по набережной, смотрел дом Волошина, похожий на декорацию для художественного фильма о «серебряном веке» и все-таки удивительно живой. И я представила себе, какой яркий и художественно убедительный фильм о «серебряном веке» русской поэзии можно было бы снять здесь, на фоне залива с базальтово-жемчужными скалами, потухшего вулкана Кара-Даг и волошинского дома с его книгами, картинами и скульптурами и золотистым ликом египетской царевны Таиах… Продюсеры, откликнитесь! Сценарий мы вам напишем…
Елена Раскина (Коктебель–Москва)