Род Гумилевых.
Добавлено: 18 сен 2010, 19:12
Господа предлагаю на ваш суд тезисы доклада прозвучавшего в прошлом году на Первой краеведческой Епархиальной конференции.
Не являясь автором скажу что далеко не во всем разделяю его взгляды и пр.
Вместе с тем был бы признателен за критику и замечания, а также за помощь и дополнения, к теме.
Гумилёвы и Рязанский край.
С чего начинается родина, и где она заканчивается. Этот вопрос рано или поздно встают если не перед каждым человеком, то по крайней мере перед каждым гражданином своей страны. И невольно задумываешься история рода, семьи или отдельной личности, это история малой или большой родины.
Подобным примером местной истории, тесно связанной с историей общероссийской является история рода Гумилевых, и его связей с Шиловской землёй.
С 18 века род Гумилёвых на Рязанской земле причислялся к духовному сословию. Из скудных исторических данных, дошедших до нашего времени, известно, что на протяжении двух веков Гумилёвы являлись дьяконами и священнослужителями церквей Рязанской губернии. В настоящий момент мы можем составить приблизительную родословную этого рода, связанную с Христорождественской церковью села Желудёво Спасского уезда (ныне Шиловский район) Рязанской губернии.
Прокопий Гумилёв (1720-?) был священником Рязанской губернии, более о нём ничего узнать не удалось, кроме того, что его единственный сын Григорий Прокопьевич Гумилёв (1745-1820) нёс службу в Христорождественской церкви села Желудёво, где и проживал со своей супругой Дарьей Родионовной Гумилёвой (1750-1825). В той же церкви служил дьяконом Федот Панов (1750-1826). Любовь дочери священника и сына дьякона представляет собой интересную историю, наложившую отпечаток, в судьбе рода в целом. Во время сватовства Григорий Прокопьевич, дав согласие на брак своей дочери Матрёны Григорьевны Гумилёвой (1800-1865) и Якова Федотовича Панова (1790-1858), поставил перед женихом условие, что тот после венчания будет носить фамилию жены. Будучи сильно влюблённым, Яков Федотович условие принял и стал Гумилёвым.
Так собственно говоря и зародился этот славный род.
Гумилёвы: Григорий Прокопьевич, Дарья Родионовна, Матрёна Григорьевна, Яков Федотович и Федот Панов похоронены возле церкви села Желудёво Шиловского района. Могилы уничтожены в годы советской власти, местонахождение захоронений, скорее всего, потеряны навсегда.
Возможно, у Григория Прокопьевича Гумилёва был и сын. По спискам священнослужителей Желудёвской Христорождественской церкви с 1820 по 1835 года настоятелем храма являлся Фёдор Григорьевич Гумилёв. Но вернёмся к дочери Григория Прокопьевича Матрёне и её мужу, ставшему, как и его отец, дьяконом той же церкви Якову Федотовичу.
У Якова и Матрёны родилось семеро детей: Василий, Александр, Прасковья, Степан, Александр и предположительно Михаил. Судьба многих из них остаётся загадкой, но определённо можно сказать, что все они, кроме Степана, стали священнослужителями или жёнами священников.
Нам известно о судьбе двух братьев родившихся в селе Желудёво.
Александр Яковлевич Гумилёв, окончив Рязанскую духовную семинарию, остался в ней учителем. Его сын Александр стал священником, а дочери Людмила и Софья вышли замуж за представителей духовного сословия. Помимо детей на попечении Александра Яковлевича был и младший брат
Однако самая удивительная судьба ожидала Степана Яковлевича Гумилёва (1836-1910годы). Родившись в селе Желудёво Степан Яковлевич, рос и воспитывался в Рязани у старшего сына Александра. Александр к этому времени уже учительствовал в духовной семинарии. Когда Степан подрос, брат отдал его на ученье в ту же семинарию. Однако после окончания Рязанской духовной семинарии Степан Яковлевич не захотел быть священнослужителем. Добившись благословления родителей на учёбу в светском учебном заведении, он поступил и окончил медицинский факультет Московского Императорского университета и стал судовым врачом в городе Кронштадте. Степан Яковлевич нёс службу на: корабле «Император Николай I», фрегате «Пересвет», фрегате «Князь Пожарский», корвете «Варяг».
Его сын знаменитый поэт «серебряного века», кавалер ордена Святого Георгия 3 и 4 степеней, этнограф и путешественник Николай Степанович Гумилёв (1886-1921). Николай Степанович не потерял связи с землёй своих предков, детские годы он проводил в доме деда. Да и в боле позднее время связь эта не обрывалась. Доезжаю до станции Шилово, а дальше еду на лошадях, пишет Николай Степанович о поездке к родным местам своего отца. В том числе в небольшое имение Березки приобретённое его отцом недалеко от родного села, которое, по мнению ряда исследователей» располагалось у села Берёзово. (1)
Деревенское детство отложило свой отпечаток на творчество поэта.
Цветы, что я рвал ребенком
В зеленом драконьем болоте,
Живые, на стебле тонком,
О, где вы теперь цветете?
В начале двадцатого века в Рязанской духовной семинарии учились и служили: инспектор духовной семинарии, титулярный советник Гумилёв Александр Михайлович и коллежский асессор Гумилёв Сергей Михайлович
(предположительно дети младшего сына Якова Федотовича Михаила(?)). В списках выпускников семинарии начала двадцатого века фигурирует имя Дмитрия Гумилёва, чьим сыном являлся Дмитрий не установлено.
Скудная информация не даёт возможности более точно связать воедино весь род Гумилёвых на Рязанщине, но будем надеяться, что это временное явление, ведь все они честно служили Богу и России. Даже те Гумилёвы, которые выбирали себе мирские профессии, оставались истинно православными. Чего стоит предсмертная надпись поэта Николая Степановича Гумилёва, сделанная на стене камеры в ночь перед расстрелом: « Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь»…
И хотя связь великого Русского поэта Н.С. Гумилёва с нашим краем на первый взгляд незначительно, мне кажется, что именно она во многом определила его творчество.
Для написаний «Рязанской» истории рода Гумилевых предстоит еще много исследований, многое ещё не ясно, и поэтому моя работа лишь ставит вопрос о изучении этой проблематики.
А,В.Николаев.
Редактор Шиловского районного краеведческого музея.
Не являясь автором скажу что далеко не во всем разделяю его взгляды и пр.
Вместе с тем был бы признателен за критику и замечания, а также за помощь и дополнения, к теме.
Гумилёвы и Рязанский край.
С чего начинается родина, и где она заканчивается. Этот вопрос рано или поздно встают если не перед каждым человеком, то по крайней мере перед каждым гражданином своей страны. И невольно задумываешься история рода, семьи или отдельной личности, это история малой или большой родины.
Подобным примером местной истории, тесно связанной с историей общероссийской является история рода Гумилевых, и его связей с Шиловской землёй.
С 18 века род Гумилёвых на Рязанской земле причислялся к духовному сословию. Из скудных исторических данных, дошедших до нашего времени, известно, что на протяжении двух веков Гумилёвы являлись дьяконами и священнослужителями церквей Рязанской губернии. В настоящий момент мы можем составить приблизительную родословную этого рода, связанную с Христорождественской церковью села Желудёво Спасского уезда (ныне Шиловский район) Рязанской губернии.
Прокопий Гумилёв (1720-?) был священником Рязанской губернии, более о нём ничего узнать не удалось, кроме того, что его единственный сын Григорий Прокопьевич Гумилёв (1745-1820) нёс службу в Христорождественской церкви села Желудёво, где и проживал со своей супругой Дарьей Родионовной Гумилёвой (1750-1825). В той же церкви служил дьяконом Федот Панов (1750-1826). Любовь дочери священника и сына дьякона представляет собой интересную историю, наложившую отпечаток, в судьбе рода в целом. Во время сватовства Григорий Прокопьевич, дав согласие на брак своей дочери Матрёны Григорьевны Гумилёвой (1800-1865) и Якова Федотовича Панова (1790-1858), поставил перед женихом условие, что тот после венчания будет носить фамилию жены. Будучи сильно влюблённым, Яков Федотович условие принял и стал Гумилёвым.
Так собственно говоря и зародился этот славный род.
Гумилёвы: Григорий Прокопьевич, Дарья Родионовна, Матрёна Григорьевна, Яков Федотович и Федот Панов похоронены возле церкви села Желудёво Шиловского района. Могилы уничтожены в годы советской власти, местонахождение захоронений, скорее всего, потеряны навсегда.
Возможно, у Григория Прокопьевича Гумилёва был и сын. По спискам священнослужителей Желудёвской Христорождественской церкви с 1820 по 1835 года настоятелем храма являлся Фёдор Григорьевич Гумилёв. Но вернёмся к дочери Григория Прокопьевича Матрёне и её мужу, ставшему, как и его отец, дьяконом той же церкви Якову Федотовичу.
У Якова и Матрёны родилось семеро детей: Василий, Александр, Прасковья, Степан, Александр и предположительно Михаил. Судьба многих из них остаётся загадкой, но определённо можно сказать, что все они, кроме Степана, стали священнослужителями или жёнами священников.
Нам известно о судьбе двух братьев родившихся в селе Желудёво.
Александр Яковлевич Гумилёв, окончив Рязанскую духовную семинарию, остался в ней учителем. Его сын Александр стал священником, а дочери Людмила и Софья вышли замуж за представителей духовного сословия. Помимо детей на попечении Александра Яковлевича был и младший брат
Однако самая удивительная судьба ожидала Степана Яковлевича Гумилёва (1836-1910годы). Родившись в селе Желудёво Степан Яковлевич, рос и воспитывался в Рязани у старшего сына Александра. Александр к этому времени уже учительствовал в духовной семинарии. Когда Степан подрос, брат отдал его на ученье в ту же семинарию. Однако после окончания Рязанской духовной семинарии Степан Яковлевич не захотел быть священнослужителем. Добившись благословления родителей на учёбу в светском учебном заведении, он поступил и окончил медицинский факультет Московского Императорского университета и стал судовым врачом в городе Кронштадте. Степан Яковлевич нёс службу на: корабле «Император Николай I», фрегате «Пересвет», фрегате «Князь Пожарский», корвете «Варяг».
Его сын знаменитый поэт «серебряного века», кавалер ордена Святого Георгия 3 и 4 степеней, этнограф и путешественник Николай Степанович Гумилёв (1886-1921). Николай Степанович не потерял связи с землёй своих предков, детские годы он проводил в доме деда. Да и в боле позднее время связь эта не обрывалась. Доезжаю до станции Шилово, а дальше еду на лошадях, пишет Николай Степанович о поездке к родным местам своего отца. В том числе в небольшое имение Березки приобретённое его отцом недалеко от родного села, которое, по мнению ряда исследователей» располагалось у села Берёзово. (1)
Деревенское детство отложило свой отпечаток на творчество поэта.
Цветы, что я рвал ребенком
В зеленом драконьем болоте,
Живые, на стебле тонком,
О, где вы теперь цветете?
В начале двадцатого века в Рязанской духовной семинарии учились и служили: инспектор духовной семинарии, титулярный советник Гумилёв Александр Михайлович и коллежский асессор Гумилёв Сергей Михайлович
(предположительно дети младшего сына Якова Федотовича Михаила(?)). В списках выпускников семинарии начала двадцатого века фигурирует имя Дмитрия Гумилёва, чьим сыном являлся Дмитрий не установлено.
Скудная информация не даёт возможности более точно связать воедино весь род Гумилёвых на Рязанщине, но будем надеяться, что это временное явление, ведь все они честно служили Богу и России. Даже те Гумилёвы, которые выбирали себе мирские профессии, оставались истинно православными. Чего стоит предсмертная надпись поэта Николая Степановича Гумилёва, сделанная на стене камеры в ночь перед расстрелом: « Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь»…
И хотя связь великого Русского поэта Н.С. Гумилёва с нашим краем на первый взгляд незначительно, мне кажется, что именно она во многом определила его творчество.
Для написаний «Рязанской» истории рода Гумилевых предстоит еще много исследований, многое ещё не ясно, и поэтому моя работа лишь ставит вопрос о изучении этой проблематики.
А,В.Николаев.
Редактор Шиловского районного краеведческого музея.